За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Рассмотрим особенности функционирования и соответственно возможные угрозы экономической безопасности предприятий розничной торговли.
Для торговли, особенно розничной, фактор местонахождения места сбыта (магазина) играет первоочередную роль. Магазин, расположенный в удачном («проходном») месте, может быть гораздо выгоднее другого аналогичного исключительно в силу месторасположения. Количество удачных для торговли мест ограничено. Соответственно, все моменты, связанные с организацией места торговли, имеют повышенное значение. Следует уделять особое внимание:
отношениям с местными властями;
отношениям с арендодателями в случае аренды торговых площадей;
мониторингу выделения новых площадей, строительства новых торговых объектов, центров, рынков.
Разобщенность объектов.
Обычно характерна для сетевых предприятий розничной торговли, оптовых и розничных предприятий в случае территориального разнесения управляющего офиса и склада (магазинов). Порождает следующие угрозы:
падение управляемости процессом поставок и продаж;
рост транспортных рисков;
хищение ТМЦ на складах, при перевозке и в магазинах.
Сезонность продаж.
Обусловливает более высокую требовательность к управлению закупками и продажами. Закупка большего количества сезонного товара, чем требуется, может повлечь за собой задержку его реализации почти на год, до следующего сезона. В случае со скоропортящимся товаром ситуация особенно сложная, так как он может просто прийти в негодность.Порождает следующие угрозы:
фактор погодных рисков;
нанесение экономического ущерба вследствие ошибок управления;
усугубляет проблему персонала: предприятие вынуждено либо содержать большой штат сотрудников с вынужденными простоями в периоды с низкой загрузкой, либо привлекать дополнительных сотрудников в периоды с высокой нагрузкой.
Проблемы персонала…Работа с людьми - всегда была, есть, и будет оставаться проблемой номер один, в общей картине финансово-хозяйственной деятельности абсолютно любого предприятия. Причем, не всегда, далеко не всегда, кто-либо из сотрудников встает на путь халатности или предательства осознанно. В большинстве случаев, эти проблемы связаны с глубоко личностными особенностями человека. А вот нежелание или скупость руководителя, относительно детальной проверке кандидатов на детекторе лжи, уже смело можно отнести к халатности. «Скупой платит дважды» - эта, набившая оскомину фраза, знакома нам с детства. Да, видимо, так уж устроена загадочная русская душа…
Еще одной проблемой экономической безопасности является хищение товаров покупателями.
В зависимости от организации продажи товара предприятия розничной торговли можно разбить на несколько категорий. Впрочем, деление это довольно условное и не претендует на полноту:
магазины самообслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы);
магазины с «классическими» витринами и продавцами.
Рассмотрим критерии «нормальной» работы торгового зала универсама. При этом контроль качества товара, сроков его реализации отнесем к вопросам управления, а не безопасности.
Будем считать, что продажа идет нормально, если:
весь товар с прилавка проходит через кассу;
весь товар правильно идентифицируется на кассе;
кассир правильно принимает денежные средства за, прошедшие через кассу, товар.
Возможные нарушения:
товар скрыто проносится покупателями при проходе через кассу;
товар неправильно идентифицируется на кассе;
Кассир принимает денежные средства в ненадлежащем количестве, неплатежеспособными или фальшивыми денежными знаками;
кассир, находящийся в сговоре с покупателем, проносит товар мимо сканера без его фактического сканирования.
Рассмотрим данные ситуации подробно. Товар может проноситься скрыто покупателем:
в одежде и под одеждой;
в сумке, ранце, портфеле;
в товаре;
товар также может быть вывезен, будучи оставленным в тележке для товара.
Методы предупреждения по выносу под одеждой:
визуальный контроль торгового зала с использованием средств видеонаблюдения;
визуальный контроль торгового зала нейтрально одетыми сотрудниками службы безопасности;
визуальный контроль выходящих покупателей кассирами и сотрудниками службы безопасности;
Экономическая сущность инвестиций и их виды
Богатство страны создается производительным
трудом ее граждан. Секрет "экономического чуда" многих стран,
добившихся благосостояния для своих народов, по сути, прост и вполне очевиден.
Для всех этих стран характерны высокие и устойчивые в течение длительного
перио ...
Экономика и планирование хозяйства населённого пункта Ромашка
Характеристика природно-экономических условий объекта
Общие сведения
Населённый пункт Ромашка расположен в 5 км от районного центра
Шербакуль и в 27 км от железнодорожной станции Входной, связь которой
осуществляется по автомобильной дороге III категории.
Статус нас ...