image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Субъекты формирования человеческого капитала

К Субъектам формирования человеческого капитала относят семью, государство, предприятие и инфраструктуру рынка, вступающие в социально-экономические отношения друг с другом по поводу целенаправленных влияний на носителя врождённой способности. Остановимся на основных из них:

Первой ступенью формирования человеческого капитала выступает семья. Именно первые 6-7 лет жизни ребенок проводит с семьей и черпает всю информацию от своих родителей и ближайших родственников. В этот период родители ответственны за нормальное развитие своих детей, т.к. именно они прививают им социокультурные нормы, закладываются те или иные модели поведения в различных ситуациях. Государство оказывает содействие в воспитании через муниципальную сеть учреждений дошкольного образования. Существуют ведомственные и коммерческие учреждения воспитательных услуг. В этот период идет формирование всех подсистем организма как основы здоровья и силы. Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье служит основой для дальнейшего развития и совершенствования человеческого капитала индивида. Более того, уровень образования родителей, особенно матерей, сильно взаимосвязан с состоянием здоровья их детей, а также с их будущими успехами в общем профессиональном обучении. Этому есть ряд причин:

Во-первых, высокий уровень образования определяет более ответственное отношение людей к своему здоровью: ведение здорового образа жизни, выбор менее вредных условий труда и проживания, своевременное обращение к врачам. Это способствует меньшему риску наследственных или врожденных патологий у детей и заболеваемости.

Во-вторых, образованные родители более грамотны в вопросах профилактики и лечения заболеваний детей, их воспитания, формирования у них определенных моделей поведения и ценностей, что положительно сказывается на всей совокупности способностей, знаний, реакций ребенка.

Все составляющие человеческого капитала увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка для того, чтобы эти затраты стали компенсированными возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи в целом, то для самого ребенка. Таким образом, семья несет издержки, необходимые для физического формирования человека, издержки на воспитание детей, которые представляют собой инвестиции, потому что уменьшают текущие затраты на потребление родителей, которые еще называют «эффект их воздержания».

Японские исследователи экономического роста пришли к выводу, что огромные резервы дальнейшего ускорения развития японской цивилизации кроются в реализации личности каждого японца, начиная с дошкольного возраста. Поэтому в Японии в детских дошкольных учреждениях, средних школах, да и в вузах разработаны образовательные программы, ориентированные на обнаружение и развитие индивидуальности и воображения человека [6].

К сожалению, в России такое явление невозможно в связи с современным уровнем экономического развития страны и ориентирами отечественного образования на развитие способностей любого ребенка до уровня средних, общественно необходимых требований. Воспитание детей, обеспечивающее развитие их индивидуальности в России возможно лишь в условиях неформального домашнего воспитания.

В отечественном образовании присутствует такое явление как дискриминация сильных учеников. Постоянная невостребованность их способностей к дальнейшему усвоению знаний уменьшает интерес к учебе, что соответственно влечет потерю потенциального человеческого капитала ребенка, а это впоследствии сказывается на совокупном человеческом капитале стран.

Важную роль в производстве в накоплении человеческого капитала играют хозяйствующие единицы. Это связано с тем, что решающим фактором конкурентоспособности становится постепенно обучаемая, высококвалифицированная рабочая сила. Соответственно расходы на подготовку внутри фирмы рассматриваются в качестве долгосрочных инвестиций, необходимых для ее процветания.

В последнее десятилетие широкое распространение в передовых странах получила концепция ”непрерывного образования”, в соответствии с которой человек обязан повышать свою квалификацию и учиться на протяжении всей трудовой жизни. Это связано с тем, что в связи с техническим прогрессом знания устаревают и требуют обновления; помимо того, обучение благотворно влияет на самого работника, развивая его интеллект и расширяя профессиональный кругозор. Во многих организациях регулярно проводится обучение и повышение квалификации персонала.

Кто должен за это платить - работник или фирма? Ответ на этот вопрос зависит от того, к какому типу относится обучение - к общему или специализированному.

При общем обучении работник приобретает такие знания, квалификацию и навыки, которые он может успешно применять, работая более продуктивно не только в своей, но и в других фирмах. В развитых странах наниматель стремится переложить расходы, связанные с получением общего образования, на самого работника: в этом случае потери работодателя не столь значительны, если сотрудник уходит после завершения обучения (ведь тот сам его оплатил). Специализированное обучение, напротив, дает знания и навыки, необходимые работнику прежде всего в данной компании. При таком обучении риск инвестиций в его обучение для работодателя гораздо меньше, и он может взять на себя, если не все, то, по крайней мере, большую часть расходов. Осуществляя инвестиции в образование, организации одновременно формируют для себя качественный персонал. Многие компании проводят подготовку в фирмах вследствие того, что не могут найти на внешнем рынке труда специалистов необходимой квалификации.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Эффективность использования основных производственных фондов как условия активизации инновационной деятельности промышленной организации на примере ОАО Гомельский Техноприбор
Стратегическим направлением научно-технической политики Республики Беларусь на ближайшее десятилетие является инновационное развитие экономики, структурная и технологическая перестройка производственной и социальной сфер. Только обновление и реконструкция производственных мо ...

Экономический расчет деревообрабатывающего цеха
Составление графика ППР электрооборудования цеха, включая определение видов и количества ремонтов на год и категории их сложности ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги