За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Важное значение имеет еще одно достижение Аристотеля - знаменитое противопоставление им экономики и торгового капитала, и осуществление тем самым первой в истории науки попытки анализа капитала. Для его анализа он даже вводит новый термин «хрематистика». Под хрематистикой Аристотель понимал «деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства».
Следует указать, что идеалом Аристотеля было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Проблемы такого хозяйства он и обозначал (как и Ксенофонт) словом «экономика». Для Аристотеля экономика - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако опять-таки лишь в рамках, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: это разумное личное потребление, человека.
Хрематистика - это «искусство наживать состояние», т. е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег. Иначе говоря, хрематистика - это «искусство» вложения и накопления капитала.
Промышленный капитал отсутствовал в античном мире, но немалую роль уже играл торговый и денежный (ростовщический) капитал. Аристотель считал все это противоестественным, но он был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой «экономики»: «к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика»2. Это - правильное наблюдение: говоря современным языком, из хозяйства, где продукты производятся как товары - для обмена, неизбежно вырастают капиталистические отношения.
Необычайную трансформацию претерпела идея Аристотеля о естественности экономики и противоестественности хрематистики. В средние века ученые-схоласты вслед за Аристотелем осуждали ростовщичество, а отчасти и торговлю, как «противоестественный» способ обогащения. Но с развитием капитализма все формы обогащения стали казаться естественными, допускаемыми «естественным правом». На этой основе в XVII и XVIII вв. в социально-экономической мысли возникла фигура homo оесоnomicus - экономического человека, мотивы всех действий которого могут быть сведены к стремлению обогащаться. Адам Смит объявил, что экономический человек, стремясь к своей выгоде, одновременно действует на пользу общества, и так вырастает лучший из известных Смиту миров - буржуазный мир. Для Аристотеля выражение homo oeconomicus могло бы означать нечто прямо противоположное - человека, стремящегося к удовлетворению своих разумных потребностей, отнюдь не беспредельных. А эту гипотетическую фигуру без плоти и крови - героя экономических сочинений времен Смита, ему, очевидно, пришлось бы назвать homo chrematisticus.
Экономическая система Беларуси
В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и
духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует решающую
область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и распределения
жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которо ...
Экономическая оценка эффективности инвестиций
Развитие экономических отношений в Российской Федерации как
на макро уровне государственной политики, так и на микро уровне реализации
отдельных проектов конкретных организаций на территории субъектов Российской
Федерации, тесно связано с объектами недвижимости. Следует отме ...