За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Агросфера как жизнеобеспечивающая (производственная и средоформирующая) система наилучшим образом вписывается в рамки концепции устойчивого развития, и именно на принципах устойчивости должен происходить ее прогресс.
Устойчивое развитие агросферы можно определить как системные, человекоцентристские, адаптивные по природе и качественные по сущности целенаправленные изменения, которые должны обеспечивать повышение ее экономической эффективности, социальной прогрессивности, экологической безопасности и устойчивости.
Главным критерием для оценки прогресса на пути устойчивого развития агросферы должно стать повышение качества жизни аграрных производителей, сельского населения, нации в целом на основе сохранения ее природноресурсного потенциала на долговременный период.
Этот критерий можно интерпретировать как защищенность жизнеобеспечения человека и агропроизводственных средств (прежде всего, земли, воды, услуг экосистем, то есть тех, которые не могут быть ни взаимо-замещенными, ни замещенными созданным человеком материальным капиталом) в благоприятном состоянии для удовлетворения потребностей нынешнего поколения, а также потомков. Для обеспечения устойчивого развития агросферы следует вводить меры, которые бы интегрирование реализовали цели одновременно трех ее составляющих и в результате эффектов мультипликации и синергии давали наивысший эффект.
Обеспечение устойчивого развития агросферы является важным для Украины в силу как внутренних мотивов, так и внешних обязательств. В частности, в Законе Украины "Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года" (2010 г.) состояние земельных ресурсов признано близким к критическому, и за период проведения земельной реформы значительное количество проблем в этой сфере лишь обострилось. В числе внешних обязательств - подписание документов Конференции по окружающей среде и развитию ООН (1992 г.) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (2002 г.), членство в ВТО, а также евроинтеграционные устремления.
В разделе "Содействие устойчивому развитию сельского хозяйства и сельскому развитию" Повестки дня на XXI век, одобренной на упомянутой Конференции ООН, выделены программные направления развития, которые являются руководящими для всех стран.
Обобщающие программные направления устойчивого аграрного развития касаются обеспечения реализации многофункциональной роли сельского хозяйства, развития людских ресурсов, применения устойчивых интегрированных методов сельскохозяйственного производства, сохранения генетических ресурсов и биоразнообразия и т.п. ВТО в этом контексте ориентирует преимущественно на финансирование из государственного бюджета мер "зеленого ящика", то есть социально и экологически направленных.
Основные целевые установки современной ОАП ЕС - повышение конкурентоспособности секторов сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей природной среды и сельской местности, повышение качества жизни на сельских территориях - полностью отвечают общепризнанным принципам устойчивого аграрного и сельского развития. Социоэкономикоэкологическая сбалансированность развития достигается благодаря реализации целого ряда программ интегрированной направленности, а также применению специальных схем поддержки сельскохозяйственных производителей, которые предусматривают возложение той или иной социально-экологической нагрузки на экономические направления поддержки ("в пакете"). В частности, реализуются следующие схемы: агроэкологические (от английского agri-environment schemes); "взаимное согласие" (получение сельскохозяйственными производителями рыночных платежей поддержки при условии соблюдения ими базовых экологических требований - от английского cross-compliance); "модуляция" (перераспределение денежных средств аграрного бюджета в пользу поддержки развития села - от английского modulation).
В силу международных (в том числе европейских) установок, а также внутренних потребностей агросферы Украины целесообразно в национальную аграрную политику имплементировать принципы устойчивого развития, а государственную поддержку сосредоточить на таких объектах и направлениях.
Анализ деятельности и проблемы развития ИП Malanca-Adela
Общая
характекристика предприятия ИП "Malanca-adela"
Общая характеристика предприятия
Индивидуальное предприятие "Malanca-Adela"
представляет собой небольшой продовольственный магазин. Данный магазин
предлагает покупателю стандартный ассортиме ...
Экономический анализ предприятия
В процессе экономического анализа, аналитической обработки
экономической информации применяется ряд специальных методов и приемов. В них в
большей мере, чем в определении, раскрывается специфичность метода
экономического анализа, отражается его системный, комплексный характе ...