За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
С переходом к рыночной экономике роль и значение постоянного анализа затрат на производство продукции для организации (предприятия) резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения затрат на производство продукции для предприятия заключается в:
увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации (предприятия), а, следовательно, появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;
появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
улучшении финансового состояния организации (предприятия) и снижении степени риска банкротства;
возможности снижения проданной цены на свою продукцию, что позволяет значительно повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.
Задачами анализа затрат на производство продукции являются:
оценка обоснованности и напряженности плана по затратам на производство продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
анализ динамики фактических показателей затрат на производство и оценка выполнения плана по затрат на производство;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей затрат на производство и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
анализ затрат на производство отдельных видов продукции;
выявление резервов дальнейшего снижения затрат на производство продукции;
оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.
Анализ затрат на производство продукции проводится по следующей схеме [1].
1. определяются абсолютные и относительные отклонения показателей затрат на производство от аналогичных показателей прошлых лет и от плана.
2. проводится оценка изменений структуры затрат на производство, определяются изменения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в затрат на производство, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения. Анализ по таким статьям проводится отдельно. Отличительной особенностью данного раздела анализа является то, что статьи затрат здесь выступают не только как факторы, влияющие на изменение затрат на производство, но и как отдельные компоненты, формирующие ее структуру.
. определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующей их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.
Основными данными для анализа себестоимости будут являться данные бухгалтерского учета предприятия, так как именно учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются центральным звеном системы бухгалтерского учета предприятия. Поэтому важно, чтобы данные бухгалтерского учета были достоверны и сформированы в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Таким образом, анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
При этом главная задача анализа себестоимости продукции заключается в том, чтобы дать объективную оценку фактического уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявить возможности более рационального использования этих ресурсов и снижение на этой основе себестоимости продукции, повышение прибыли и рентабельности. Снизить затраты на производство продукции за счет внешних факторов в настоящее время представляет особую сложность, поэтому очень многое зависит от внутренних возможностей предприятия.
Рассмотренные в первой главе теоретические и методологические аспекты анализа затрат на производство продукции послужат основой анализа затрат на пример СПК «Зерносоюз».
Экономическая эффективность внедрения комбинированного тормозного стенда на участке ТО-2
В данной курсовой работе оценивается эффективность внедрения
на предприятии комбинированного тормозного стенда, с целью сокращения времени,
повышения качества работы.
Актуальность данного организационно-технического решения
состоит в том, что автотранспортные предприятия ...
Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия ООО Камелия
В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического
применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка
их финансового состояния приобретает первостепенное значение. Главными
критериями оценки финансового состояния являются показате ...