За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
На современно этапе существования в Республике Казахстан одной из ключевых проблем является стимулирование предпринимательской активности, направленной на расширение производственного сектора экономики. Важное звено в решении этой проблемы - правильно построенная налоговая система. В своей основе она не может быть произвольной и должна подчиняться определенным принципам налогообложения.
Налоговая система, также как и финансовая система в целом представляет собой структуру и звенья управления с их функциями, целями, задачами. Главным условием правильного функционирования налоговой системы является определение источника налоговых платежей и объекта налогообложения. Объектом налогообложения может служить не только чистый доход - ЧД (прибыль, рента, процент, зарплата, предпринимательский доход, дивиденды и т.д.), но и капитал (движимое и недвижимое имущество), земля, потребление, хозяйственный оборот, передача имущества и т.п Но во всех случаях, каков бы ни был объект налогообложения, источником налоговых платежей должен быть только чистый доход.
С переходом на рыночные отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего, частной, появляются новые объекты и субъекты финансового контроля. В связи с этим появляется необходимость в выделении налогового контроля в самостоятельный вид контроля. Самостоятельность налогового контроля установлена Законом РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" 1995 г., где указано, что проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и правильности уплаты в государственный бюджет осуществляется исключительно органами налоговой службы.
Налоговый контроль характеризуется следующими признаками.
Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен этим государством определенными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.
Во-вторых, налоговый контроль выступает видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.
В-третьих, налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это выражается в первую очередь в том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это.
Специализированность налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Данное положение зафиксировано в указе о налогах в виде права налогоплательщика "не предоставлять информацию и документы не относящиеся к налогообложению". Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают люди, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.
Основной задачей налоговой службы на всех уровнях является обеспечение доходной базы бюджета. Однако, нельзя развивать экономические и в частности, налоговый инструментарий с позиции одного дня. В настоящее время кризисные явления в экономике, спад производства и ухудшение финансового состояния предприятий тормозят развитие рыночной экономики, при этом происходит усугубление ситуации за счет проблемы неплатежей, постоянного роста объема дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов, что усложняет работу налоговой службы.
Экономические расчеты в строительстве
Организационный раздел
...
Анализ затрат на производство и реализацию продукции на примере ООО ЛоКо
В современных условиях хозяйствования одним из центральных
вопросов теории и практики управления предприятием является обеспечение
устойчивых темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В связи с
этим первоочередной целью является создание условий, при которых э ...