За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
1) существует отрицательная корреляция между долей женщин и средним заработком по данной профессии; иными словами, чем выше доля женщин в данной профессиональной группе, тем ниже средний уровень оплаты труда;
2) соотношение заработной платы мужчин и женщин положительно коррелирует с долей женщин. Это означает, что во всех профессиональных группах мужчины в среднем зарабатывают больше, чем женщины, хотя различия в заработках меньше в тех профессиональных группах, где преобладают женщины;
) «мужские» сферы занятости представлены в основном самыми престижными и новыми профессиями, в то время как «женские» профессии обычно связаны с традиционными профессиями сферы услуг (медсестры, учителя начальной и средней школы).
Представители неоклассического направления в объяснении данных фактов опираются на следующие аргументы:
· Гендерная специфика вложений в человеческий капитал состоит в том, что соответствующие инвестиции мужчин связаны с той частью человеческого капитала, которая повышает производительность на рынке труда, а основные инвестиции женщин - с «нерыночной» частью человеческого капитала, повышающей производительность труда в домашнем хозяйстве.
· Подобная специализация является оптимальным решением для семьи в целом, поскольку каждый из полов специализируется в том виде деятельности, где он обладает сравнительным преимуществом, что обеспечивает более высокую производительность в соответствующей сфере деятельности (для женщин - в домашнем хозяйстве, для мужчин - на рынке). Таким образом, экономически рациональной стратегией семьи будет вариант, когда муж работает в рыночном секторе, а жена - в домашнем хозяйстве.
· Выход женщин на рынок труда означает для них вступление в область, где они уступают другим участникам рынка (т.е. мужчинам) в масштабах накопленного человеческого капитала. Это обстоятельство находит свое выражение в более низких ставках оплаты труда женщин.
В марксистской литературе гендерная проблематика получила очень широкое развитие. Марксизм объясняет гендерное неравенство на рынке труда, исходя из капиталистических общественных отношений. Женщины рассматриваются как подчиненная и маргинальная категория работников, а повышенный уровень их эксплуатации создает дополнительные выгоды для работодателей. Необходимо рассмотреть следующие основные подходы, разработанные в рамках этой проблематики:
· концепция трудового процесса;
· концепция циклической резервной армии труда;
· марксистская теория сегментации рынка труда.
Концепция трудового процесса была сформулирована Г.Браверманом в работе «Труд и монополистический капитализм» (1974). Автор предложил общую концепцию развития капитализма, в которую включил и анализ гендерных отношений. В аргументации Бравермана можно выделить два основных положения:
· В условиях современного монополистического капитализма происходит постоянное снижение квалификационных требований на большинстве рабочих мест вследствие стремления капиталистов увеличить прибыли за счет наемных работников (экономия при найме, упрощение контроля за трудовым процессом и пр.). Основную часть из этих менее квалифицированных работ занимают женщины.
· Происходит снижение объема домашнего труда и времени на его выполнение, поскольку семья покупает на рынке многие товары, которые раньше она производила сама. В результате женская рабочая сила высвобождается для оплачиваемой занятости.
Следствием этих двух параллельных процессов является рост уровня занятости женщин (замещающих низкоквалифицированные рабочие места) и одновременное снижение уровня занятости мужчин (вытесняемых с квалифицированных работ). В перспективе следует ожидать сближения уровней занятости мужчин и женщин.
Концепция резервной армии труда опирается на положения Маркса о постоянном существовании резервной армии труда в условиях капитализма. По Марксу, функция резерва труда состоит в том, чтобы препятствовать успешному торгу между работниками и работодателями по поводу условий занятости и заработной платы. Вероника Бичи применила марксистскую теорию к женщинам, утверждая, что они представляют собой гибкий резерв рабочей силы, который может войти в оплачиваемую занятость в случае экономического подъема и роста спроса на труд. В периоды экономического спада женщины покидают сферу оплачиваемой занятости и вновь возвращаются к роли домашних хозяек (в наибольшей степени это касается замужних женщин). Классическим примером подобной динамики является вовлечение женщин в сферу занятости в периоды военного времени. В адрес этой концепции были высказаны критические замечания как теоретического, так и эмпирического характера. Во-первых, в этой концепции имеется некоторое внутреннее противоречие: если труд женщин оплачивается дешевле, то с точки зрения работодателей было бы выгоднее в период экономического подъема оставлять на работе именно женщин. Во-вторых, эмпирические данные далеко не всегда подтверждают выводы этой концепции. Например, в период Великой Депрессии в США доля женщин, потерявших работу, не превышала долю мужчин. Аналогичным образом обстояло дело и в период экономического кризиса середины 70-х годов, затронувшего все развитые страны.
Экономическая эффективность производства продукции растениеводства в условиях КФХ Куприн Ростовская область Сальский район
Сущность и значение растениеводства, производства отдельных
видов сельскохозяйственной продукции
Растениеводство - основная отрасль сельского хозяйства.
Продукция растениеводства имеет огромное экономическое значение для жизни
людей, являясь предметом личного потребления ...
Анализ деятельности и проблемы развития ИП Malanca-Adela
Общая
характекристика предприятия ИП "Malanca-adela"
Общая характеристика предприятия
Индивидуальное предприятие "Malanca-Adela"
представляет собой небольшой продовольственный магазин. Данный магазин
предлагает покупателю стандартный ассортиме ...