За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Развитие экономической мысли являлось логическим отражением экономической действительности в сознании людей. При этом существенным моментом являлась субъективная сторона восприятия тем или иным представителем экономической науки окружающей действительности исходя из особенностей менталитета, принадлежности к социальному слою, к научной школе. Так в частности, одна и та же экономическая действительность привела к возникновению на территории Германии в середине 19 века приверженцев различных направлений экономической науки: сторонников исторической школы (Ф. Лист и др.), пролетарской политэкономии (К. Маркс, Ф. Энгельс), базирующейся на методологии классической школы, и одного из пионеров маржинализма Г. Госсена. Вместе с тем, несмотря на определенный субъективизм, экономическая теория прошла в своем развитии определенные этапы, при этом во многом более поздние авторы стремились анализировать труды великих предшественников, критикуя или развивая отдельные положения в результате сформировалось современное представление об экономической науке, как это уже отмечалось, на основании синтеза позиций различных школ и направлений.
Становление экономики как науки ассоциируется с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Именно он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства (от греческого ойкос-дом и номос-наука) и хрематистику (науку об искустве торговли и наживы), осуждая последнюю. Вместе с тем, стоит отметить, что впервые термин «экономика» был предложен в трудах другого древнегреческого мыслитиеля Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.). В трудах древнегреческих мыслителей встречаются рассуждения о монете, о сущности цены и пропорций обмена, имеются зачатки теорий стоимости. Так Аристотель рассматривает как справедливую цену ту, которая включает затраты труда, необходимые на его производство. С другой стороны, они говорит о значении потребностей людей и о влиянии потребностей на стоимость товара. Такой подход во многом дал основу дл формирования позднее трудовой теории стоимости и теорий предельной полезности.
Вместе с тем, нельзя говорить о том, что экономические знания не существовали в письменных источниках человеческой мысли в более ранний период. Так, в колыбели человеческой цивилизации-Древнем Египте-также встречаются письменные свидетельства существования экономических проблем («Поучения гараклеопольского царя своему сыну», «Речение Ипусера»), в частности, актуальные по сей день вопросы эффективности работы чиновников, защиты собственности, распределения. На Древнем Востоке («Артхашастра» в Индии, труды Конфуция, трактат «Гуаньцзы») рассматриваются вопросы нормативного применения рекомендаций по управлению государством, вопросы рациональной организации производства, сельского хозяйства. Вместе с тем, в отличии от Древней Греции, экономические воззрения на Древнем Востоке носили практически -ориентированный, описательный характер.
В Древнем Риме во многом экономические взгляды также носят прикладной характер, прежде всего в сфере сельского хозяйства. Наблюдается определенная эволюция взглядов на проблему использования труда рабов в сторону смягчения условий труда и быта рабов и перехода к отдельным элементам стимулирования рабского труда.
Во время господства канонической доктрины в науке в эпоху Средневековья круг рассматриваемых вопросов учеными -богословами (среди которых можно выделить Августина Блаженного (354-430) и Фому Аквинского (Аквината) (1225-1274) во многом сводился к анализу произведений древнегреческих мыслителей, в частности Аристотеля. При этом ключевым моментом являлось рассмотрение понятия «справедливой цены». Так Августин Блаженный понимал под ней цену, включающую затраты труда, тогда как Аквинат считал справедливой ту цену, которая обеспечивает участникам обмена «пропитание по их социальному статусу». Это допускало ситуацию, когда один и тот же мешок зерна мог быть продан по разной цене феодалом и крестьянином. Также двойственным было и отношение к ростовщичеству. Так, взимание процента «с бедных людей» осуждалось «на первых порах» церковью, но допускалось в случае существования риска потери ссуженных средств.
Двойственность и лицемерие церковных догматов, социальная несправедливость, мечты о лучшей жизни и более справедливом устройстве общества вызвали к жизни появление утопического социализма (Томас Мор «Утопия» (1516), Томмазо Кампанелла «Городе солнца» (1602.). В этих произведениях критикуется несправедливость средневекового общества, роскошь, паразитизм, угнетение, имеющие место в действительности и создают проекты справедливого устройства общества. Залогом справедливого устройства является отсутствие частной собственности.
Экономический расчет монтажа локальной сети
В
данном курсовом проекте по дисциплине «Экономика отрасли» производится расчет
монтажа локальной сети.
Целью
курсовой работы является развитие профессионального взгляда на расчет затрат,
связанных с разработкой программного продукта.
Заключительным
этапом работы явл ...
Экономический рост
Параметры экономического роста, их динамика широко используется для
характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании
экономики население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических
органов той или иной страны (например, Парламента ...