За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Спрос - это понятие, которое связывает покупаемые количества благ с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств.
Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, т. е. потребности покупателя, располагающего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров и услуг.
Основным свойством спроса является то, что существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него. Соотношение это заключается в том, что чем выше цена на то или иное благо, при прочих неизменных условиях, тем меньшее число людей будет хотеть приобрести это благо. Эта зависимость получила название закона спроса, т.е. закон спроса устанавливает, что существует отрицательная связь между количеством какого-либо блага, которое люди будут приобретать, и ценой, которую они должны платить для его приобретения.
Зависимость между количеством покупаемого товара и ценой на него можно представить графически (рис. 1) в виде кривой спроса dd. На оси абсцисс показано количество товаров (Q), на оси ординат - цена (Р). Кривая dd характеризует обратную зависимость определяющих ее цен и количеств покупаемого товара. Пологий ниспадающий вид кривой иллюстрирует постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одинакового товара.
Рисунок 1. Кривая спроса
Проанализируем характерные для спроса особенности с помощью произвольно выбранных точек (В, D, Е), которым соответствуют определенные количества покупок по соответствующей цене. Точка В характеризуется незначительным количеством покупок при высокой цене. Точка Е на графике, наоборот, характеризуется низкой ценой и значительной долей покупок. Каждая точка на кривой dd свидетельствует о существовании спроса. Ведь спрос - это реализация потребности, а вот размер этой потребности характеризует величина спроса. Понятие «величина» предполагает количественную характеристику, поэтому движение по кривой спроса (dd) одной точки (В) до другой точки (D) характеризуется изменением цен и количеств продаваемого товара, так как на кривой каждой точке соответствует два параметра: уровень цены и объем реализуемого продукта.
Кроме цены, на спрос влияют неценовые факторы, приводящие к изменению его величины.
На спрос имеют влияние следующие факторы:
уровень доходов в обществе. Каждый продукт занимает определенное место в структуре покупок, поэтому с изменением доходов место определенного продукта (например, картофеля) будет изменяться;
размеры рынка данного товара, его количество в продаже. Если товар на рынок поступает регулярно, размеры рынка постоянно увеличиваются, то покупатели будут ожидать наиболее приемлемую для них цену;
наличие заменителей. Под заменителями понимаются товары, обладающие одним или несколькими свойствами заменяемого товара, например, крем для бритья можно заменить пеной, мылом. Кроме того, можно выделить территориальные заменители, например, хлеб в магазине рядом с домом и хлеб в магазине за две остановки от дома;
мода. Мода оказывает большое влияние на изменение спроса потребителей. Например, сегодня национальный костюм не может быть предметом повседневной одежды. Социальные условия накладывают отпечаток на стиль одежды;
сезон, как один из факторов, влияет на выбор людьми продуктов, необходимых для потребления, т. е. летом в жаркую погоду люди будут предпочитать холодный лимонад горячему кофе, зимой - наоборот;
Экономический анализ предприятия
В процессе экономического анализа, аналитической обработки
экономической информации применяется ряд специальных методов и приемов. В них в
большей мере, чем в определении, раскрывается специфичность метода
экономического анализа, отражается его системный, комплексный характе ...
Экономическое обоснование создания Клуба любителей музыки
Информационные
системы являются программным продуктом. В зависимости от предметной области
информационные системы могут значительно различаться по своим функциям.
Целью
данного курсового проекта является определения классификации информационного проекта
и его технологий. ...