image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Спрос и величина спроса. Закон и кривая спроса. Ценовые и неценовые детерминанты

субъективные вкусы покупателей, их психология покупок. Вкусы покупателей складываются под воздействием социальной среды, поэтому люди разных социальных слоев будут предъявлять различный спрос на товары. При одинаковом уровне дохода одни будут предпочитать пиво, другие - книги. Здесь большое значение играет индивидуальная шкала ценностей, на основе которой складываются предпочтения в потреблении.

Применяя понятие спроса, нужно учитывать, что, помимо ценовых изменений, возможны и другие изменения. Самый лучший способ не забыть об этом - это ясно представлять разницу между спросом и величиной спроса.

В экономической теории спросом называется связь между двумя конкретными переменными: ценой и количеством. Нельзя определить спрос на какое бы то ни было благо просто как количество. Спрос же - это всегда ряд цен и ряд количеств, которые люди будут хотеть купить при каждой из этих цен. Для того чтобы выразить это обстоятельство, мы говорим, что спрос - это перечень. Движение от одной строки к другой всегда следует называть изменением величины спроса.

Рисунок 2. Кривые изменения величины спроса под воздействием неценовых факторов

Рассмотрим рисунок 2, на котором кривая dd характеризует сложившийся спрос под воздействием изменения цены. Под воздействием неценовых факторов (сезона, моды, личных предпочтений, заменителей) спрос может меняться - увеличиваться или уменьшаться. Если предлагаемый товар соответствует сезону его использования, произведен с помощью новейших технологий, то это приведет к снижению цен на него, в результате произойдет сдвиг кривой вправо от основной кривой, т. е. при соответствующих ценах количество товаров, приобретаемых покупателями, будет возрастать. При появлении достаточного количества заменителей на основной товар спрос будет снижаться, т. е. при соответствующем уровне цен количество покупаемых товаров будет уменьшаться, что характеризуется сдвигом кривой влево в положение d2d2.

Необходимо также различать индивидуальный спрос и рыночный спрос. Рыночный спрос можно представить как результат суммирования индивидуальных величин спроса.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и статьи

Экономический анализ предприятия
В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных методов и приемов. В них в большей мере, чем в определении, раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характе ...

Экономическая политика стимулирования предложения
Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта. Совокупное предложение находится в зависимости от уров ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги