За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона.
Древний Египет. Первым дошедшим до нас памятником экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в гос. аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.
Месопотамия. В отличие от Древнего Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.
В Древней Индии крупнейшим памятником общественной мысли является «Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.
В Древнем Китае было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки.
В VI-III вв. до н.э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием государственной бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств : земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.
Особое место в древнекитайской идеологии занимает даосизм. Его основоположник Лао-цзы призывал вернуться к первобытным временам.
Особое место в истории экономической мысли Китая занимает трактат «Гуань-цзы», в котором достаточно глубоко разработаны принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за «усиление земледелия»,создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип «уравновешивания хозяйства». Этот трактат сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи о возможности количественного анализа экономических явлений.
Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н.э. в долине реки Нил. Территория, на которой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Северной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного периода.
Земля принадлежала фараону, который жаловал их чиновникам, военачальникам, жрецам. Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов, подъемных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью которых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъемом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать большой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун.
Недостаток пахотных земель стал причиной ограниченного разведения скота, который приходилось выращивать в стойловых условиях. Уже в период Древнего царства египтяне стали выводить племенной скот. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение уток и гусей.
Анализ использования фонда заработной платы ФГОУ СПО Трубачевский политехнический техникум
В
настоящее время в соответствии с изменениями в экономическом и социальном
развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда,
социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по
реализации этой политики возложены непосредственно на ...
Экономическое обоснование ремонта механосборочного цеха
В настоящее время актуальность разработки технико-экономического
обоснования приобретает все большую необходимость. Сейчас, например, когда
электроносители постоянно дорожают, многие предприятии задумываются об
организации автономного обеспечения себя электрической энергией. ...