image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса и предложения

Рыночный механизм регулирования основан на децентрализованном сборе информации. Цены определяют что, как и для кого производить. Однако, полной информации они обеспечить не могут, что ведет к внутренней нестабильности.

Платежеспособный спрос отражает потребность общества в тех или иных товарах и услугах. На спрос, кроме цены воздействуют и неценовые факторы (детерминанты). Если изменяются эти факторы, то изменяется и кривая спроса. Если спрос увеличивается, то кривая смещается вправо - Д1, если спрос уменьшается, то влево - Д2 (слайд 5).

Если рассматривать проблему с точки зрения единственного покупателя, то речь пойдет об индивидуальном спросе. Но конкуренция предполагает значительное число потребителей на рынке. Поэтому в экономическом анализе используется характеристика рыночного спроса, который определяется посредством суммирования величин спроса, предъявляемых каждым покупателем при разных возможных ценах (слайд 6).

После характеристики спроса можем перейти к описанию предложения. Здесь также прослеживается зависимость между ценой и количеством товара (слайд 7).

Изменение неценовых факторов приводит к смещению кривой S. Если предложение увеличивается, то кривая смещается вправо - S1, если предложение падает, то влево - S2.

Определим эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность отражает процесс приспособления рынка к изменяющимся факторам, воздействующим на спрос и предложение.

Эластичность спроса различают по цене и по доходу.

Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности:

Еd/p=DQ%/DР%.

Если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса более, чем на 1%, то такой спрос эластичный; если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса менее, чем на 1%, то такой спрос неэластичный; если снижение цены сопровождается точно таким же увеличением объема спроса - спрос промежуточный.

Выделяют следующие случаи эластичности спроса по цене:

) Еd/p=1 - спрос промежуточный (слайд 8);

2) Еd/p=0 - спрос совершенно неэластичный (слайд 9);

) Еd/p=∞ - спрос совершенно эластичный (слайд 10);

) Еd/p>1 - эластичный спрос (слайд 11);

) Еd/p<1 неэластичный спрос (слайд 12).

Ценовая эластичность определяется и по общей выручке: при эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению общей выручки за счет роста величины спроса на этот товар. При неэластичном спросе изменение общей выручки происходит в том же направлении, что и изменение цен. При промежуточной эластичности увеличение или снижение цены не ведет к изменению общей выручки.

Эластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, в результате однопроцентного роста дохода. Ее определяют по формуле:

Еd/j=DQ%/DJ%.

Особенность эластичности спроса по доходу заключается в том, что для некоторых товаров она бывает отрицательной, т.е. с повышением дохода спрос на такие товары снижается. К ним относятся недиетические продукты питания, экологически некачественные продукты и др. (слайд 13-15).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и статьи

Эффективность планирования экономических показателей деятельности СПК Дружба
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и ...

Анализ кадрового потенциала фирмы ЗАО Тарки-Тау
В соответствии с теорией производственных факторов в каче6стве основных структурных элементов механизма развития конкуренции выступают труд, земля, капитал и система управления. В этой связи следует отметить, что с переходом к рыночным отношениям в России радикально изменили ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги