За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Независимые товары: изменение цены на один вид товара не влияет на спрос другого (например, картофель и автомобиль).
Изменение спроса
выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса).
Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации "цена - количество товара" к другой их комбинации.
Предложение - шкала, показывающая разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене.
Неценовые детерминанты предложения: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.
Равновесная цена -
это цена, устанавливаемая на том уровне, на котором решения продавцов о предложении и покупателей о спросе совпадают.
Уравновешивающая функция цен -
способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются.
Эластичность
отражает процесс приспособления рынка к изменяющимся факторам, воздействующим на спрос и предложение.
Эластичность спроса по цене отражает изменения в величине спроса в связи с изменением цены.
Эластичность спроса по доходу
означает % изменения величины спроса, связанное с изменением дохода.
Перекрестная эластичность спроса
отражает изменение величины спроса товара а, с изменением цены на товар в.
Эластичный спрос,
когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции и, соответственно, увеличению общей выручки.
Неэластичный спрос, когда потребители нечутки к изменению цен на какой-либо вид товаров. Уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки.
Совершенно неэластичный спрос
означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции (например, спрос больных диабета на инсулин).
Совершенно эластичный спрос
в крайней ситуации, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей.
Единичная эластичность соответствует увеличению или уменьшению цены, которое оставит общую выручку без всяких изменений.
Факторы ценовой эластичности спроса.
1) заменяемость: чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него;
) удельный вес в доходе потребителя: чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него;
) предметы роскоши и предметы необходимости: спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен;
) время: спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений, т.к. многие потребители - люди привычки.
Эластичность предложения - это показатель относительного изменения величины предложения в соответствии с относительным изменением цены. Выделяют три случая эластичности предложения:
) предлагаемое количество товаров остается строго постоянным при любой цене - неэластичное предложение;
) малейшее увеличение цены порождает бесконечно большое предложение товаров и наоборот;
Анализ абсолютных показателей финансовых результатов ОАО Кизлярхлебозавод
Финансовый результат деятельности предприятия характеризуется суммой
полученной прибыли. Прибыль отражает финансовый результат от хозяйственной
деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения
доходов над расходами). Чем больше величина прибыли, ...
Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики
Актуальность данного исследования обусловлена
кардинальными изменениями, происходящими в обществе в эпоху научно-технической
и информационной революции, когда человек, его научно-образовательный и
интеллектуально-творческий потенциал становятся ключевым фактором социального ...