За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, все же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявлений природы и оценки интенсивности конкуренций.
Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями, и со стороны конкурентоспособных с точки зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые особенности и способности покупателей [6].
Фирмы, чьи продукты могут быть заменителями | |||||||||
Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков |
Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров заменителей | ||||||||
Поставщики |
Соперничество между существующими конкурирующими системами |
Покупатели | |||||||
Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции на рынке |
Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей покупателей | ||||||||
Потенциальные конкуренты |
Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов | ||||||||
Рисунок 1.2 - Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Модель пяти сил конкуренции М.Портера представленная на рисунке 1.2, является концептуальным средством для формирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование таких моделей есть действительно простой путь понимания сложной проблемы.
Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы. Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяет возможности конкретной производственной системы в конкурентной борьбе и ее потенциал. Но, с другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее экономическими и другими характеристиками. Это связано с тем, что каждая из сил, включая исследуемую производственную систему, является экономической единицей своей системы (рынка, отрасли) и испытывает влияние со стороны своих сред существования.
Рыночная экономика является исключительно сложной системой, изучаемой в специальных курсах. Мы ограничимся рассмотрением лишь общей схемы ее функционирования, позволяющей обозначить основные моменты, отличающие логику этой системы от логики, лежащей в основе централизованной плановой экономики. Эта схема - грубая модель - рассматривает рыночную систему свободной конкуренции, причем сама модель является нормативной. Реальная рыночная экономика представляет собой очень сложный объект, и все попытки ее схематизирования приводят к значительному обеднению реальности.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
Анализ деятельности предприятия сферы ресторанного бизнеса кафе Лейпциг
кафе организация обслуживание труд
Данная
практика проходила на предприятии сферы ресторанного бизнеса в кафе «Лейпциг»
Практика проходила в рамках учебно-методических указаний по прохождению
профессионально-производственной практики, в связи с чем основной целью данной
прак ...
Экономическая оценка и пути повышения эффективности использования производственного имущества промышленной организации
Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать
определённым набором экономических ресурсов - элементов, используемых для
производства экономических благ. В состав предприятия как имущественного
комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его ...