За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Н.В. Войтолонский, А.П. Калинина, И.И. Мазурова [39, с.20] классифицируют виды экономического анализа по 4 основным признакам:
1. по субъектам экономического анализа (внутренний, внешний);
2. по времени проведения (итоговый, предварительный);
. по направлению исследования (общеэкономический, технико-экономический анализ);
. по содержанию и уровню организации (комплексный, тематический).
Самыми важными для любой организации в условиях рыночной экономики является анализ маркетинговой деятельности, финансового состояния, технологии изготовления продукции, технико-экономический анализ.
Маркетинговый анализ проводится для обеспечения эффективного использования ресурсов и удовлетворения запросов потребителей. С помощью маркетинга ведутся постоянный поиск новых рынков сбыта услуг, разработка новых видов услуг, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Основными задачами маркетингового анализа являются: оценка предложения и анализ состояния спроса на услуги организации и рынков сбыта; определение ценовой политики и основных стратегий ценообразования, коммерческого риска; выявление реальных и потенциальных конкурентов организации; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков, выявление способов повышение конкурентоспособности; анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных; разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности [18, с.180].
Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития [13, с.148].
К основным задачам анализа финансового состояния организации относятся следующие: объективная оценка финансовой устойчивости; определение факторов, воздействующий на финансовую устойчивость; выявление резервов повышения эффективности управления оборотным капиталом, обеспечение платежеспособности и поддержания финансовой независимости; разработка вариантов конкретных управленческих решений, направленных на укрепление финансовой устойчивости [39, с.326].
Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения. На практике перечисленные виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности управления - выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих решений, выявлению имеющихся резервов повышения эффективности производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли.
Под хозяйственными резервами в анализе хозяйственной деятельности понимают возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта [25; с.101].
С развитием научно-технического прогресса появляются новые виды сырья и материалов, новые виды машин и оборудования, новые технологии, более совершенные формы организации труда, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость продукции и услуг, ускорять оборачиваемость средств, повышать рентабельность и другие показатели эффективности бизнеса.
Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, т.е. в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.
Таким образом, экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в полном и рациональном использовании производственного потенциала с целью получения максимального количества высококачественной продукции (работ, услуг) при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции (работ, услуг) [39, с.42-44].
Анализ хозяйственной деятельности проводится для выявления имеющихся резервов повышения эффективности работы любой организации, связанный с поиском более рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Выбор вида анализа зависти от направления исследования, его целей и задач. Для каждого вида анализа существует своя методика его проведения.
Анализ деятельности ОП ОАО Завод Универсал
экономический
Местом
прохождения производственной практики является ОП ОАО «Завод Универсал».
Цель
практики - систематизация, закрепление и расширение полученных знаний,
приобретение умений и навыков в процессе самостоятельного решения задач в
области экономики, организац ...
Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики
Актуальность данного исследования обусловлена
кардинальными изменениями, происходящими в обществе в эпоху научно-технической
и информационной революции, когда человек, его научно-образовательный и
интеллектуально-творческий потенциал становятся ключевым фактором социального ...