За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия.
В таблице №1 приведен ряд факторов, которые рекомендуется менеджеру учитывать в ходе SWOT-анализа.
В ходе анализа очень важно определить, на сколько сильные стороны (активы) перекрывают ее слабые стороны (пассивы), как использовать эти сильные стороны и склонить в конечном итоге стратегический баланс в сторону активов.
Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и опыт компании, или выполнению которого помешают ее слабые стороны.
Таблица 1.1 SWOT-анализ: характеристики при оценке сильных, слабых сторон компании, ее возможностей и угроз
Потенциальные внутренние сильные стороны |
Потенциальные внешние возможности фирмы |
• полная компетентность в ключевых вопросах деятельности; • адекватные финансовые ресурсы; • хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей; - признанный лидер рынка; • хорошо проработанная функциональная стратегия; • экономия на масштабах производства; • умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов; • собственная технология; • более низкие издержки (преимущество по издержкам); • эффективные рекламные компании; • опыт в разработке новых товаров; • современный менеджмент; • большой опыт (опережение кривой опыта); • лучшие возможности производства; • превосходные технологические навыки; • другое. |
• способность обслужить дополнительные группы клиентов и выйти на новые рынки или новые сегменты рынка; • возможность расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов; • способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции; • вертикальная интеграция (вперед или назад); • снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках; • ослабление позиций фирм-конкурентов; • возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке; • освоение новых технологий; •другое. |
Оценивая возможности отрасли и ранжируя их привлекательность, менеджеры должны помнить, что интересы отрасли и интересы компании - это не всегда одно и то же. Не каждая компания имеет достаточно хорошие позиции чтобы использовать все существующие в отрасли возможности. Одни компании являются более конкурентоспособными, чем другие, а какие-то и вообще могут выбыть из борьбы.
Слабые и сильные стороны компании, а также способность конкурировать позволяют ей использовать одни возможности лучше, чем другие, возможности отрасли, которые фирма не в состоянии реализовать, являются иллюзией.
В качестве угроз выступают весьма определенные факторы внешней среды:
· появление более дешевых технологий;
· внедрение конкурентами новой или более совершенной продукции;
· выход на рынок, являющийся оплотом вашей фирмы, конкурентов с низкими издержками;
· новые правила, наносящие фирме ущерб;
· уязвимость при повышении процентных ставок;
· возможность поглощения более крупной фирмой,
· неблагоприятные демографические изменения;
· неблагоприятные изменения курсов иностранных валют;
· политические перемены в стране.
Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений. Чтобы соответствовать положению компании стратегия должна:
) быть нацелена на использование перспектив, соответствующих возможностям компании;
) обеспечивать защиту от внешних угроз.
Таким образом, SWOT-анализ - это нечто большее, чем упражнение по заполнению четырех табличек. Важной его частью является оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз ей, а также выводы о положении компании и необходимости стратегических изменений.
PEST - анализ
Это инструмент исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды
Анализ кадрового потенциала фирмы ЗАО Тарки-Тау
В соответствии с теорией производственных факторов в
каче6стве основных структурных элементов механизма развития конкуренции
выступают труд, земля, капитал и система управления. В этой связи следует
отметить, что с переходом к рыночным отношениям в России радикально изменили ...
Экономический рост
Параметры экономического роста, их динамика широко используется для
характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании
экономики население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических
органов той или иной страны (например, Парламента ...