За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
В целом выделяют три основные теории гендера: теория социального конструирования гендера; гендер как стратификационная категория; гендер как культурная метафора.
) Теория социального конструирования гендера
В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах: гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; гендер строится и самими индивидами - на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Данной теории придерживались Э. Гофман, Г.Гарфинкель, К. Уэст и Д. Зиммерман. Делать гендер означает создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, которые не являются естественными, сущностными или биологическими. Гендерная принадлежность индивида проявляется в том, что человек делает и делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, через культуру, проблемы гендерной стратификации и неравенства.
) Гендер как стратификационная категория
Гендер, иерархизирующий социальные отношения и роли между мужчинами и женщинами, - категория стратификационная. Помимо гендера, такими категориями являются класс, раса, возраст. Американская исследовательница Дж. Скотт одной из первых предложила рассматривать гендер в ряду этих категорий.
Французская постмодернистская феминистка Т. де Лауретис считает, что гендер - комплексный механизм или технология, которая определяет субъект как мужской или женский в процессе нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в обществе. Процесс конструирования гендерной идентичности протекает во взаимодействии с другими нормативными переменными, такими как раса и класс, в ходе чего производится властная система. Иначе говоря, Лауретис считает гендер процессом, который конструирует социально-нормативный субъект через построение различий по полу, связанных в свою очередь с расовыми, этническими, социальными различиями.
) Гендер как культурная метафора
Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола, обнаружен и третий, символический, или собственно культурный его аспект. Мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов: мужское - рациональное - духовное - божественное - культурное; женское - чувственное - телесное - греховное - природное.
Принято считать, что в России гендерные исследования начали развиваться в конце 80-х-начале 90-х годов, когда стали возникать первые феминистские группы и независимые женские организации, а в журналах появились первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике. Опубликованная в 1989 году в журнале «Коммунист» статья А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос» стала своего рода программным документом начальной стадии нового направления в науке и общественном женском движении. Так как гендерные отношения довольно новая категория, пока можно предложить лишь самое общее описательное определение этого понятия. Гендерные отношения - это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т.е. - это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне (Приложение 1). Другими словами, гендерные отношения - это:
) социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;
) отношения между различными гендерными группами;
) отношения между субъектами разного пола;
) отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.
ХХ век эмансипировал женщину, предоставив ей равное с мужчиной право на профессиональную деятельность. Это было вызвано потребностью производства в дополнительной рабочей силе и потребностью семьи в дополнительном источнике дохода. Женская трудовая деятельность при этом рассматривалась в качестве основного условия полной эмансипации женщин. Но данная задача оказалась невыполненной. Реальные возможности женщин в получении высокой квалификации и длительной профессиональной практики ограничивались необходимостью выполнения домашних обязанностей и функции материнства. Этот факт влечет за собой снижение качества предложения женского труда на рынке. Гендерная дифференциация на рынке труда объясняется реальной женской профессиональной практикой (невысокая квалификация, прерванный трудовой стаж, низкая степень ориентации на карьерные достижения). В обществе, ориентированном в первую очередь на экономические показатели, естественным следствием этого является профессиональная дискриминация по половому признаку, подкрепленная к тому же традиционными гендерными стереотипами. Исследования последних лет подтверждают, что прием на работу, оценка и практическое ролевое поведение лишь в незначительной степени приспособилось к возрастающей трудовой активности женщин. В то же время, отношения жены к мужу все еще носит обслуживающий характер. Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Только меньшинству семей до сих пор удавалось так распределить репродуктивные обязанности в браке, что они не вели к возникновению существенной зависимости жены и психосоциальному превращению женщины в служанку мужа. Современные женщины хотят своей работой обеспечить собственный доход, экономическую независимость от мужа, получить удовлетворение от профессии и расширить возникающие в профессиональном труде контакты.
Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и А. Маршалла
Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в
семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить
семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться
самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для поз ...
Анализ использования женского труда на ОАО Кондитерская фабрика Пермская
За последние 20 лет Россия столкнулась со сменой экономической системы -
от плановой социалистической осуществляется переход к развивающейся рыночной.
Российское общество вступило в новую стадию развития - информационную, которая
не только ускорила, но и изменила ритм социал ...