За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Появление концепции человеческого капитала в ее современной интерпретации не было феноменом прошлого столетия. Ее рождение напрямую связано с генезисом мировой экономической и философской мысли. С того момента, как человечество начало осознавать собственную роль в преобразовании окружающего мира, а воспроизводство условий быта и материальных благ выделилось в отдельную сферу с названием «экономика», многие пытливые умы пытались познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, измерить и дать количественную оценку этому непознанному предмету.
На каждом этапе исторического развития формировались разные подходы и концепции, которые отражали уровень экономического развития и соответствующую ему систему научных взглядов.
На первоначальной стадии возникновения общества человек считал себя неотъемлемой частью природы. При воспроизводстве первобытной жизни разделение труда происходило по половозрастному принципу, и сам процесс воспроизводства носил коллективный характер. Все знания умения и способности человек получал как от природы, так и в результате усилий всей общины. Поэтому отдача от этих усилий, от более сильного и добычливого члена общества принадлежала всей общине, а отдельный человек воспроизводился как неотъемлемый элемент единого общинного тела [15, с. 55].
Ситуация меняется в классовом (рабовладельческом) обществе.
Раб и его производительные силы воспроизводились как принадлежащая рабовладельцу вещь. Соответственно все вложения в раба, а также отдача от них в виде результатов более производительного труда принадлежали рабовладельцу.
В. Петти, родоначальник английской политической экономии, еще в XVII веке впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных сил человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят [18].
Позднее эти идеи получили дальнейшее всесторонне и глубокое развитие в трудах А. Смита. Он писал, что совокупный запас общества составляет постоянный капитал. Одной из частей этого капитала является полезность талантов, приобретённых жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их во всё время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит.
В дальнейшем на протяжении XIX века, экономисты пользовались в основном понятиями и категориями, которые содержались в трудах Д. Рикардо, В.Петти, А. Смита.
Ученые экономисты-теоретики заложили на рубеже XIX-XX веков методологические основы и наметили главные направления теории развития человеческого капитала в XX веке.
В первой половине XX века, в связи с социально-экономическим кризисом 20-30х годов, многие страны испытывали недостаток квалифицированных трудовых ресурсов. Приток новых трудовых ресурсов из сферы сельского хозяйства в промышленность в силу естественных причин был ограничен, международная миграция представляла собой динамичный, но противоречивый процесс. Значительная часть фирм столкнулась с тем, что применение ими человеческих ресурсов не исчерпывается проблемой приобретения на рынке и использовании товара «рабочая сила» («Труда»). Потребовались существенные инвестиции в развитие человеческих качеств работников, и, как следствие возникла необходимость отображения этих расходов, измерения их эффективности и т.п. Поскольку внешне подобные расходы и отдача от них напоминают по механизму своего производства основной капитал, постольку в рамках неоклассической концепции данный феномен и не мог не получить другого имени[6,c24].
Анализ деятельности предприятия сферы ресторанного бизнеса кафе Лейпциг
кафе организация обслуживание труд
Данная
практика проходила на предприятии сферы ресторанного бизнеса в кафе «Лейпциг»
Практика проходила в рамках учебно-методических указаний по прохождению
профессионально-производственной практики, в связи с чем основной целью данной
прак ...
Анализ затрат на производство и реализацию продукции на примере ООО ЛоКо
В современных условиях хозяйствования одним из центральных
вопросов теории и практики управления предприятием является обеспечение
устойчивых темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В связи с
этим первоочередной целью является создание условий, при которых э ...