image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Основные предпосылки формирования теории

Вторая половина XX века характеризуется развертыванием научно технической революции, коренные изменения которой обуславливают формирование теории человеческого капитала как самостоятельной научной концепции. В это время человек, его интеллектуальный производительный потенциал, становится решающим фактором экономического роста и общественного прогресса. что такое социальный статус

Еще одним основанием для широкого использования категории человеческого капитала явилось заметное изменение качества и роли работника. Под влиянием генезиса постиндустриального общества существенно повысилось значение творческой деятельности. В таких условиях начали бурно расти объемы использования высококвалифицированной рабочей силы, воспроизводство которой требует крупных затрат на образование, здравоохранение и т.п. Перед капиталом встала проблема приобретения и использования в производстве работника, цели, организация и результативность которого задаются извне. Возникла новая задача - взаимодействия с субъектом творческой деятельности[6].

Высокой квалификации специальных знаний требует не только современное производство, но и обслуживание военной техники. Ошибки человека в результате низкой квалификации могут привести к большим потерям и принести вред экологии и здоровью населения. Все это повышает внимание к человеку как главному творческому фактору не только производства, но и всей жизни общества.

Проблемы воспитания и образования приобретают все большее значение и из частного дела превращаются в проблему государственного масштаба. Развитие сферы образования становится приоритетным общенациональным интересом страны.

Также не стоит забывать, что развитие человеческого капитала не случайно приходится на период активного развития таких сфер как финансовый рынок (и вообще все институты и инфраструктура обеспечивающие трансакции), менеджмент и консалтинг, масс-культура и производство медиа-продукции, а также другие сферы которые мы обозначим как «превратный сектор». В нем создаются не материальные блага и культурные ценности, служащие гармоничному развитию личности, а преимущественно социальные формы, вызванные к жизни собственно рыночной системой и вне ее ценности не имеющие (в отличие от хлеба, станка, синхрофазотрона, научной теории или произведения искусства). Здесь развитие «капиталоподобного» труда становится особо массовым явлением[3].

Одним из первых, кто в своих работах возродил теорию человеческого капитала и нашел ей практическое применение в XX веке был сотрудник Гарвардского университета Дж. Уолш. Особое внимание Р. Уолш уделяет вопросам экономического значения высшего образования, как ключевому фактору повышения качества человеческого капитала. Рассматривая инвестиции в образование как инвестиции с целью получения прибыли, он видел в высшем и послевузовском образовании основу для долгосрочной успешной экономической реализации индивида в рамках экономического пространства современного общества. Р. Уолш нашел, что ценность образования, полученного в колледже, превосходит стоимость его приобретения. Он также вычислил капитальную ценность и стоимость профессионального обучения и нашел, что его стоимость превосходит ценность образования людей, имеющих научные степени магистра, доктора и т.д. При этом внимания заслуживает тот факт, что значение высшего образования связывается им не только с сугубо материальной выгодой, но и с такими показателями, как удовлетворенность индивида собственным жизненным сценарием, его способность самостоятельно распоряжаться временем, большая мобильность и востребованность на рынке труда и т.п.[6].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и статьи

Анализ деятельности и проблемы развития ИП Malanca-Adela
Общая характекристика предприятия ИП "Malanca-adela" Общая характеристика предприятия Индивидуальное предприятие "Malanca-Adela" представляет собой небольшой продовольственный магазин. Данный магазин предлагает покупателю стандартный ассортиме ...

Экономический раздел дипломного проекта
Экономический раздел имеет свое четко определенное место и значение в общей структуре дипломного проекта, представляющего заключительный этап учебного процесса, на котором происходит окончательное формирование грамотного инженера специалиста. Проводимое в экономическом ра ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги