За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Население России в своем подавляющем большинстве не может воспользоваться преимуществами трудовой мотивации, на самом деле присущих рыночной экономике. Чтобы изменить это положение, борьба с бедностью должна опираться на новые концепции социальной политики, основанные не столько на государственной помощи, сколько на создании условий для формирования «сильной трудовой мотивации». Следует дать людям шанс самим выбраться из нищеты. Это требует прежде всего увеличения размера минимальной заработной платы, по крайней мере до уровня, рекомендованного МОТ (3 доллара в час). Если человек зарабатывает меньше, то он выпадает из нормальной взаимозависимости производства и потребления, когда население в полной мере способно оплачивать жизнеобеспечивающие товары и услуги.
Пятый принцип предполагает повышение ответственности региональных руководителей за решение их собственных задач, при понимании, что разрушение социальной сферы приведет к росту социальной напряженности. Однако, с другой стороны, такая политика будет резко усиливать неоправданный разрыв в материальной обеспеченности населения разных территорий страны, что ведет к подрыву фундаментальных основ социальной справедливости, затрагивая базисные права граждан.
Социальное реформирование затрагивает большой комплекс разнородных отношений социального характера и потому оно, с одной стороны, не может быть осуществлено одномоментно, в течение короткого периода времени, а с другой - отдельные составляющие социальной сферы должны преобразовываться не столько в определенной последовательности друг за другом, сколько в жесткой взаимосвязи временных рамок.
Из вышеперечисленного следует учесть одно важное условие: к реформированию социальной сферы нужно относиться как можно серьезней и осторожней, поскольку эта сфера касается каждого и поспешное решение столь масштабных и сложных проблем может лишь умножить негативные последствия, которые, на самом деле, сопровождают любые преобразования.
В положительный пример хочется привести ряд стран, где проводится активная и успешная социальная политика. Причем в каждой стране она имеет свои специфические особенности.
Например, в Великобритании существует социальное обеспечение по месту работы. Многие предприниматели обеспечивают пособия по болезни, беременности и родам, увольнению в размерах, превышающих установленный государственный минимум. Важную роль играет пенсионное обеспечение по месту работы, заменяющее часть государственной пенсии. Фирмы, осуществляющие частное страхование, получают налоговые субсидии. Государственная служба благосостояния и налоговая политика Великобритании распространяется на каждого ее гражданина. Увеличение пенсий и пособий опережает рост инфляции. На поддержку здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения уходит более 2/3 социального бюджета. Британские экономисты считают, что предпочтения и спрос, а не потребности следует использовать как критерий для размещения услуг в условиях ограниченности ресурсов.
Во Франции большинство программ социального обеспечения существует в двух вариантах - социального страхования и социальной помощи.
Правом пользоваться программами социального страхования обладают все плательщики взносов в течение 12 месяцев после прекращения работы и уплаты взносов по страхованию, а также и их родственники в случае, если они не работают и проживают с главой семьи. Пособия в рамках социальной помощи получают лица французской национальности, проживающие во Франции и не имеющие достаточных средств для существования. Пенсии по старости устанавливаются по достижении 65 лет и определяются размером заработка и продолжительностью уплаты взносов, достигая максимума при их уплате в течение 37,5 лет. Существуют также дополнительные пособия по старости. Значительных сумм достигает семейное пособие.
Система социального обеспечения способствует занятости более чем 400 тыс. человек, помогая решению проблемы безработицы. Социальное обеспечение оказывает также решающее воздействие на состояние и перспективы медицины, защиту экономики от возможного кризиса и является важным средством повышения благосостояния нации. Повышение качества жизни способно отсрочить и сократить необходимые расходы на здравоохранение за счет вложения средств в очистку воздуха, воды, продуктов, создание удобных режимов труда .
Экономическая диагностика регионов
Тема
курсовой работы «Экономическая диагностика регионов» по дисциплине «Управление
экономикой».
В
последние годы активизировался поиск методов, призванных содействовать
поступательному развитию как отдельных территорий (населенных пунктов, районов,
областей), так и гос ...
Экономическое обоснование мероприятий по расширению видов деятельности предприятий торговли
Торговля
является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы
многих отраслей, предприятий и населения.
Сегодня
предприятия осуществляют свою деятельность в разных сферах и отраслях хозяйства
(промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др.) ...