image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономические аспекты управления водными ресурсами и водопользование

Это наукоемкое направление требует совершенствования методов прогноза самих явлений и их последствий, а также капиталоемких мер по защите населенных пунктов.

Решить эти проблемы в условиях дефицита государственных денежных средств можно благодаря расширению рыночных отношений в водохозяйственном секторе.

Однако этот процесс должен быть постепенным и продуманным, а не стихийным, поскольку исключительная социальная значимость водных ресурсов требует анализа последствий каждого шага в расширении сферы рыночных действий.

На опыте таких европейских стран, как Франция, Германия и Швеция, мы видим, что в управлении водными ресурсами рыночные инструменты разумно сочетаются с административными рычагами:

устанавливаются рамки действия рынка;

доступ на рынок регулируется антимонопольной политикой путем лицензирования и сертификации;

задаются определенные экономические параметры (виды и ставки налогов, фиксированные платежи в бюджет, налоговые льготы, организационная политика);

определяются направления и суммы расходов бюджетных средств, стратегия инновационной политики.

Однако экономический механизм водопользования базируется на реализации принципа платности и покрытия всех расходов, связанных с управлением водными ресурсами, их развитием и охраной.

Реализация такого экономического механизма осуществляется в виде взыскания платы за все виды водопользования и возмещения всех необходимых расходов на содержание водного хозяйства в надлежащем состоянии.

В то же время водные объекты остаются в собственности государства, что способствует его контролю за рациональным использованием водных ресурсов и их охраной.

Возмещение расходов водного хозяйства реализуется в разных формах, в частности, таких как:

плата за потребление определенного количества воды;

плата за единицу водопользования (человек, пользователь, орошаемый гектар);

плата за превышение лимита воды;

плата за загрязнение воды;

продажа права на воду (плата за лицензию);

налогообложение предприятия, включающее плату за воду;

акционерное право на воду.

Таким образом, наиболее высокая плата за воду приходится на промышленно-коммунальное водоснабжение, которое полностью покрывает долю расходов водного хозяйства на его обслуживание.

Ирригационные водопользователи благодаря государственным дотациям находятся в привилегированном положении.

Развитие водного хозяйства, широкомасштабное водохозяйственное строительство, мелиорация земель осуществляются при полном финансировании со стороны государства с привлечением денежных средств местных бюджетов и землепользователей.

Большинство стран устанавливают цену на воду для промышленности и муниципального потребления с учетом самоокупаемости систем и определенной доли прибыли.

Во многих странах введена блочно-нарастающая система цен, при которой плата в пределах необходимого жесткого норматива осуществляется по минимальной цене, а по мере увеличения забора воды цена прогрессивно растет.

Сельскохозяйственное и коммунальное водоснабжение находится на самоокупаемости.

В развитых странах цена на подачу 1 м3 воды в системах водоснабжения составляет в среднем от 2 до 13 дол./м3.

Интересен опыт экономически развитых стран относительно паевого участия государства в финансировании капитальных вложений и эксплуатационных расходов в водном хозяйстве.

Так, Франция осуществляет 50% капитальных вложений за счет бюджета, 50% - за счет водопользователей и муниципалитетов;

% эксплуатационных расходов покрывают водопользователи и муниципалитеты.

В США 70% капитальных вложений в развитие водного хозяйства осуществляет государство, остальное - водопользователи и местные органы власти, а эксплуатационные расходы на 50% покрываются государством и на 50% - водопользователями и местными органами.

К сожалению, в Украине картина совсем другая.

Бюджетных денежных средств на поддержку водного хозяйства, даже по целевым государственным программам, не хватает. Они направляются, главным образом, на оплату электроэнергии и заработную плату (70-80%), на ремонтные работы расходуется только 20-30%.

О развитии отрасли вообще речь не идет, и это при том, что почти 80% гидротехнических сооружений (особенно насосных станций) превысили свой эксплуатационный срок в 2-2,5 раза.

Давно назрела необходимость в четком определении стратегии и тактики дальнейшего развития (или существования?) водохозяйственно-мелиоративного комплекса Украины, разработке и принятии на государственном уровне Концепции его совершенствования и развития с определением целей, задач, источников финансирования, путей и методов их достижения.

Особое внимание следует уделить вопросам экономических методов регулирования водопользования и его новому хозяйственному механизму. В этой Концепции важно подчеркнуть, что бюджетное финансирование является основой обеспечения национальной безопасности в водном секторе экономики, а средства, поступающие в бюджет в виде платежей за использование водных ресурсов, являются главным источником финансирования программных водохозяйственных и водоохранных мер.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и статьи

Экономическое обоснование работы участка ремонта тормозного оборудования грузовых вагонов
производственный себестоимость заработный фонд Роль железнодорожного транспорта очень велика не только по всей России. Транспорт создает условия для осуществления расширенного воспроизводства, способствует рациональному размещению производства по экономическим районам страны. ...

Экономическая эффективность внедрения комбинированного тормозного стенда на участке ТО-2
В данной курсовой работе оценивается эффективность внедрения на предприятии комбинированного тормозного стенда, с целью сокращения времени, повышения качества работы. Актуальность данного организационно-технического решения состоит в том, что автотранспортные предприятия ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги