image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономические риски в сфере государственной тарифной политики на услуги жилищно-коммунального хозяйства

Так, общая денежная масса у, которая поступает за счет коммунальных платежей при текущем тарифе х, составляет:

= x∙N, (1)

где х - тариф до повышения;

N- количество домохозяйств.

Тогда после повышения тарифа на ∆х, то есть до (х+∆х1), соответствующая сумма сборов рассчитывается по формуле

1=(х+∆х1)(N(1-β)+αβN-(1-α)βN), (2)

где α - субсидия (доля от полной оплаты),

β - доля домохозяйств, получающих субсидии от государства.

Первое слагаемое в правой скобке представляет собой полную оплату (без субсидий),

второе - частичную оплату (субсидии),

третье - доплату от государства за тех, кому начисляются субсидии.

Таким образом, целесообразность повышения тарифов на коммунальные услуги определяется условием y1≥y,то есть

хN≤(х+∆х1)(1-2β(1-α))N, (3)

что дает

(4)

Выражение в левой скобке неравенства (4) всегда больше 1, тогда как в правой - всегда меньше 1, причем, чем выше тариф на услуги ЖКХ, тем больше доля домохозяйств, для которых субсидия становится возможной.

На основе этих соотношений можно исследовать поведение функции в левой части неравенства и выяснить, при каком предельном (∆хп / х) неравенство перестает выполняться, то есть теряется смысл в дальнейшем повышении тарифов.

Для этого нужно оценить долю домохозяйств β, которые могут рассчитывать на субсидию. Для начала рассмотрим упрощенную ситуацию, когда рост тарифов происходит при практически неизменном уровне доходов граждан.

В силу этого β можно оценить следующим образом:

) согласно данным Министерства социальной политики Украины, на начало 2011 г. субсидии получали 1,7 млн. домохозяйств, что составляет 1/3 от заявок. Учитывая численность населения Украины (около 46 млн. чел.) и среднее количество членов семьи (2,6), общее число домохозяйств составляет 17,7 млн. Следовательно, β≈1,7/17,7, то есть почти 10%. Очевидно, что величина β будет больше, поскольку не все домохозяйства, на которые распространяются субсидии, их оформили;

) максимальное значение β можно установить из распределения доходов населения Украины по данным за 2010 г Поскольку слои населения с доходом выше медианного (приблизительно 1000 грн.) имеют крайне низкую вероятность на оформление субсидии, ограничимся левой частью распределения доходов (до медианного значения), в которой эта вероятность обратно пропорциональна величине доходов.

Следовательно, имеем βmах = 14,8%.

Таким образом, возможные значения величины β находятся в интервале от 10 до 15% с наиболее вероятным значением в 12,5%.

Второй ключевой параметр неравенства (4) - α - является размером субсидии, то есть долей оплаты коммунальных платежей.

Он распределен в интервале от 10 до 15%. Поскольку характер распределений величин β и а неизвестней, предположим, что он подчиняется нормальному распределению в заданных интервалах с наиболее вероятными значениями, соответствующими средним, то есть 12,5%.

Заметим, что β является динамической величиной, то есть растет с повышением тарифов, поскольку все больше домохозяйств будут иметь возможность получить субсидии. Каждое последующее повышение тарифов на услуги ЖКХ на 50% приводит к увеличению доли домохозяйств с субсидиями на 6,7%.

Это обусловлено тем, что доходы населения растут вплоть до медианного значения. Тогда неравенство (4) будет иметь вид:

Исследование данного неравенства было проведено методом Монте-Карло (вероятностным методом), позволяющим моделировать разные состояния системы.

Результат 10 тыс. реализаций метода представлен на рисунке 2, из которого следует, что зависимость эффективности как функции повышения тарифов нелинейна. Она достигает своего максимума в 1,41 раза при повышении тарифов на 118% и теряет экономический смысл, если тарифы подняты более чем в 2,36 раза, где наступает зона экономических рисков для государства (эффективность становится меньше 1).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и статьи

Экономическая эффективность содержания пути
Определение годовой плановой потребности в ремонтно-путевых работах для ПЧ и необходимого количества «окон» на планово-предупредительную выправку ремонтный путевой монтер машина ...

Анализ затрат на производство продукции растениеводства сельскохозяйственного предприятия
сельскохозяйственный производственный экономический В оценке результатов внутрихозяйственной деятельности важная роль отводится методам и процедурам анализа затрат на производство продукции. С их помощью рассчитываются отклонения фактических значений затрат от сметных (планов ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги