За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
товарооборот экономический общественный питание
План товарооборота и выпуска продукции является одним из основных экономических показателей работы предприятия общественного питания, так как характеризует объем производственно-торговой деятельности, а все остальные показатели находятся в прямой зависимости от него.
Планирование товарооборота можно осуществить двумя этапами. Первый этап включает:
планирование товарооборота предприятия;
планирование оборота по реализации продукции собственного производства;
планирование оборота по реализации продукции покупных товаров;
распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам.
Второй этап включает:
планирование оборота по реализации продукции собственного производства;
планирование оборота по реализации покупных товаров;
расчет плана товарооборота в целом как суммы реализации продукции собственного производства и покупных товаров;
распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам
Основные методы планирования товарооборота и их характеристика
В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента потребителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться методы планирования товарооборота на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота или на основе численности потребителей.
Ожидаемое выполнение плана за текущий год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на оставшийся период до конца года. Такой метод применяется в том случае, если в октябре план был перевыполнен или не выполнен незначительно.
Пример. Оборот по собственной продукции за 9 месяцев 3596,7 т.р. - это 61,7% в валовом обороте. Годовой оборот 5538,5 т.р. 4 квартал - 27,2% в годовом объеме. В 4 квартале перевыполнение на 1,2%.
Валовая реализация за 9 мес. 3596,7*100/61,7=5829,3 т.р.
Реализация за 4 кв. 5538,5*27,2/100=1506,4 т.р.
,4*1,2/100+1506,4=1524,4 т.р.
Рвал=5829,3+1524,4=7353,7 т.р.
После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму ожидаемого выполнения плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планированном периоде.
Следующим этапом плановой работы является определение и обоснование темпов изменения товарооборота на планируемый период - это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют такие же экономико-статистические методы планирования, как и при планировании розничного товарооборота:
) метод скользящей средней,
) метод расчета среднегодовых темпов роста.
Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100%, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода. К таким факторам относятся:
проведение рекламных мероприятий;
изменение форм обслуживания;
расширение ассортимента продукции на основе изучения спроса;
предоставление дополнительных услуг.
После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота определяют плановую сумму товарооборота по формуле
Р=Рсоп.*Т/100*Jцен,
где Р - планированный товарооборот, тыс. руб.
Рсоп. - сопоставимая база товарооборота, тыс. руб.
Т - среднегодовой темп роста, %;- индекс цен.
Планирование на основе численности потребителей применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предприятия за предшествующий период и данных социологических исследований.
Для определения объема товарооборота необходимо рассчитать:
) среднюю цену одной покупки в отчетном периоде, которая рассчитывается по формуле
Цср.=Р1 / Чф,
где Р1 - фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.
Чф - фактическое число потребителей за отчетный период, чел.
Экономическая оценка эффективности инвестиций
Развитие экономических отношений в Российской Федерации как
на макро уровне государственной политики, так и на микро уровне реализации
отдельных проектов конкретных организаций на территории субъектов Российской
Федерации, тесно связано с объектами недвижимости. Следует отме ...
Эффективность используемых систем противопожарной защиты
ономический пожарный безопасность
...