За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Несмотря на казалось бы очевидную структурированность внешней среды предприятия (выделение ее макро- и микроуровней), дальнейшая классификация существенным образом зависит от целей исследования или взглядов исследователя на наличие потенциальной проблемы в тех или иных аспектах среды.
Так, можно выделить целый ряд как подуровней, так и надуровней макро- и микросреды. Например, ряд исследователей выделяют глобальную среду (надуровень макросреды), мезосреду (надуровень микросреды), а также субмикросреду (подуровень микросреды). Уровни внешней среды представлены на рисунке 1.
Рассмотрим более подробно макросреду и мезосреду.
Макросреду традиционно описывают через состояние экономики и общества в целом, выделяя в ней ряд важных аспектов - макроэкономический, социально-культурный, технологический и правовой. Согласно словарю менеджера, макросреда - это совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность предприятия [8]. В более узком смысле - макросреда представляет собой систему господствующих в стране общественных отношений. Макросреда напрямую влияет на микросреду, то есть непосредственную среду функционирования предприятия, его отраслевой рынок.
Понятие мезосреды раскрывается через новую управленческую дисциплину - стейкхолдер-менеджмент [2]. Стейкхолдерами (заинтересо-ванными лицами) являются практически любые субъекты рынка, имеющие отношения (влияющие или зависящие от компании) с компанией.
Ю.Д. Турусин и др. так описывает сущность мезосреды: "Мезосреда - это часть внешней среды, с которой организация имеет конкретные и непосредственные взаимодействия. Для выработки эффективной стратегии поведения на рынке организация должна собирать подробную информацию о взаимодействующих субъектах, чтобы определить источники их силы и слабости, прогнозировать их возможные действия в будущем" [9].
Микросреда описывается состоянием отраслевого рынка и включает субъектов, определяющих рыночную ситуацию: структуру рынка, тип конкуренции, конъюнктуру рынка (поставщиков, посредников, покупателей и конкурентов). Факторы микросреды (конкуренция, спрос, предложение, цены и т.п.) непосредственно влияют на предприятие и обусловливают его экономическую эффективность.
Выделяют также субмикросреду как подуровень микросреды, включающий партнеров предприятия по цепочке создания ценности. Понятие субмикросреды определяется фактически как партнерский рынок, и включает в нее поставщиков и партнеров по аутсорсингу и сбыту (посредников) [1].
Очевидно, что дифференциацию уровней внешней среды можно продолжать в обе стороны, выделяя, например, уровни среды, включающие взаимодействия партнеров по стратегическим альянсам и, наоборот, более высокий уровень глобальной среды, описывающий влияние глобальных игроков (топливно-энергетический комплекс) на национальный рынок и бизнес.
В целом можно представить все вышеупомянутые виды сред как вложенные в макросреду (рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровни внешней среды
Аналитический инструментарий макросреды
Традиционно анализ макросреды проводят с помощью PEST-анализа, предполагающего выделение четырех аспектов среды:
политико-правового P;
экономического E;
социально-культурного S;
технологического Т.
Существуют также расширенные версии PEST-анализа. Так, одна из расширенных версий PEST-анализа носит название T. E. M. P. L. E. S. (technology, economics, market, politics, laws, ecology, society). Вне зависимости от состава факторов, находящихся в рассмотрении исследователя, сутью анализа является факторный анализ, позволяющий оценить влияние (силу влияния) всех факторов на отраслевой рынок и предприятие.
В последнее время c ростом важности экологического фактора крупные компании оценивают влияние изменений в экологии на отраслевые стандарты и качество продукции предприятий.
Организации, ориентированные на активное внедрение инноваций, специальным исследованиям подвергают технологический фактор, прогнозируя научно-технический прогресс.
За рубежом такие прогнозы получили название форсайтов - оценки долгосрочных перспектив науки, технологии, экономики и общества для определения стратегических направлений исследований и новых технологий, способных принести максимальные социально-экономические результаты.
Экономическая оценка и пути повышения эффективности использования производственного имущества промышленной организации
Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать
определённым набором экономических ресурсов - элементов, используемых для
производства экономических благ. В состав предприятия как имущественного
комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его ...
Экономический рост
Параметры экономического роста, их динамика широко используется для
характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании
экономики население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических
органов той или иной страны (например, Парламента ...