За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
человеческий капитал государство благосостояние
Так как в процессе нашего исследования мы часто сталкивались с проблемами образования, то считаем целесообразным вынести вопрос его роли в отдельный раздел. Образование, на наш взгляд, является непосредственным и самым важным фактором в формировании человеческого капитала. Именно социальный институт, создаваемый системой образования, различными учебными заведениями (от начальных до высших) предназначен для отбора, сохранения, репродуцирования, распространения, тиражирования и широкого проникновения в массовое сознание профессиональных знаний, научных теорий и культурных ценностей.
Образование играет главную роль в создании условий для экономического роста. При этом следует учитывать, что переход промышленно-развитых стран к постиндустриальному обществу ведет к максимально быстрой смене промышленных и информационных технологий, а это требует постоянной подготовки и переподготовки специалистов, т.е. непрерывного образования.
Повышение уровня подготовленности работника неизбежно влечет за собой рост производительности труда. Существует три основных направления воздействия образования на производительность труда:
) образование делает более продуктивным труд каждого человека: оно либо увеличивает производительность труда на данном рабочем месте, либо делает работника способным к такому труду, результаты которого представляют большую ценность и поэтому оплачиваются выше. Следовательно, чем лучше подготовлена рабочая сила, тем выше должен быть средний уровень производительности труда в экономике.
) образование развивает в человеке предприимчивость и предпринимательские навыки. В западной экономической литературе это явление получило определение «распределительный эффект образования». Оно означает, что образование повышает восприимчивость к новым научным идеям и техническим разработкам, вследствие чего укорачивается временной лаг между открытием и его широким использованием. Сокращая путь от открытия до его практического применения, образование повышает общественную производительность труда, стимулирует экономический рост.
) образование может увеличивать не только скорость, с которой распространяются открытия, но и укорачивает время их появления.
Вклад образования в экономический рост рассматривается по трем основным направлениям:. оно обеспечивает работнику получение уже накопленных знаний,. содействует приобретению человеком новых знаний (увеличивает объем и качество человеческого капитала),. способствует производству новых знаний.
В результате проведенных европейскими учеными многочисленных исследований был сделан вывод о том, что существует инвестиционный механизм влияния образования на заработную плату. Суммарное воздействие всех факторов на уровень доходов, за исключением образования, оценивается в 40 %. Остальные 60 % приходится на влияние собственно образования.
Необходимо учитывать и роль образования как важнейшего фактора духовной жизни, способствующего формированию социальной стабильности. Первое высшее образование для детей рассматривается в последнее время как необходимое условие для будущего вхождения в средний класс. Сознательно или подсознательно люди начинают понимать, что оплата образовательных услуг является долгосрочной инвестицией в собственный человеческий капитал. Инвестицией конечно, достаточно рискованной, т.к. немедленного роста дохода после окончания учебного заведения никто гарантировать не может, но потенциально очень высокодоходной.
Образованию уделяется особое внимание в любом современном обществе. Вкладывая средства в образование рабочей силы, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. Например, в США рост образованности нации обеспечивает 15% прироста национального дохода. Учитывая, что расходуется на образование 6-7% от ВВП, видно, что инвестиции в образование являются высокоэффективными.
Государственное участие в сфере образования проявляется не только явно но и носит косвенный характер. Рычагами косвенного регулирования являются субсидии. С помощью субсидий государство получает возможность стимулировать преимущественное развитие тех форм, видов и методов обучения и научной деятельности, которые оно считает наиболее важными и перспективными. Этот опыт участия государства в формировании рабочей силы является достаточно интересным.
Анализ кадрового потенциала фирмы ЗАО Тарки-Тау
В соответствии с теорией производственных факторов в
каче6стве основных структурных элементов механизма развития конкуренции
выступают труд, земля, капитал и система управления. В этой связи следует
отметить, что с переходом к рыночным отношениям в России радикально изменили ...
Экономический цикл
Теория
экономических циклов наряду с теорией экономического роста относится к теориям
экономической динамики, которая объясняет движение народного хозяйства. Теория
цикла исследует причины колебания экономической активности во времени.
Поскольку
экономический рост происх ...