За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Существуют и более радикальные мнения о политике нашего государства в сфере образования. В статье «Образование: “Гибкость” и “Динамичность” Косность, консерватизм и деградация» В. Хомутов заявляет: «Что в данном случае представляет из себя государственная поддержка образования? Ничего. Субсидирование нерентабельных профессий, прежде всего учителей, отрицается нищенскими зарплатами. Нацпроект “Образование” направлен не на увеличение реальных зарплат, а на систему подачек тем, кто не будет сокращен, ведь рынку не выгодно содержать столько учителей, когда можно обойтись меньшим количеством. И здесь опять же мы видим противоречие: реальная потребность в качественном образовании предполагает не сокращение числа учителей, а как можно большее их количество, так как таким образом соответственно нагрузка на преподавателей становится меньше, а процесс обучения каждого отдельного ученика - насыщеннее и качественней. Следовательно, и качество поставляемого на рынок труда специалиста оказывается на порядок выше. В то же время, содержание учителей не выгодно государству, и оно стремится от этого балласта избавиться. Получается это лишь за счет ухудшения качества образования. Даже если принять за правду, что количество школьников уменьшилось из-за демографической ситуации, совершенно очевидно, что уменьшение учителей и учреждений не является законом, а наоборот, желательным как и прежде остается уменьшение нагрузки на преподавателя для более качественной его работы. В итоге же мы имеем переполненные классы и аудитории, как и раньше. В итоге вводят костный ЕГЭ. Здесь логика и смысл производимых реформ окончательно теряется. И приобретается новый смысл и новая логика: логика подгонки образования даже не под потребности на рынке труда, а под коммерческий интерес, обслуживающий процесс образования и издержки производства образования».
В 2010 г. в системе профессионального образования начала складываться принципиально новая ситуация: невузовское профессиональное образование серьезно пострадало от экономического кризиса, высшее образование выиграло. Еще одним выигравшим было дошкольное образование, а общее образование оказалось среди тех, кто в кризис потерял. Представляется, что эти процессы окажут значительное воздействие на посткризисное развитие системы образования и в долговременной перспективе негативно скажутся на его качестве.
В 2010 г. продолжилось снижение бюджетного финансирования системы образования в реальном выражении, которое началось в 2009 г. Расходы населения на образование, сохранившие свой объем в 2009 г. на уровне 2008 г., в 2010 г. незначительно, но стали падать. За два года - 2009-2010 гг. - сокращение бюджетных расходов на образование составило в реальном выражении 4,2%.
Падение контингентов учащихся, которое могло бы оправдать указанное снижение бюджетного финансирования, на многих уровнях системы образования продолжалось, но было не столь интенсивным как раньше. В общем (школьном) образовании число учащихся в государственных и муниципальных школах сократилось в 2010 г. на 0,1%, за два года - на 0,3%.
В начальном профессиональном образовании (НПО) сокращение численности учащихся составило в 2010 г. примерно 5%, а за два года - 12%. Однако в случае НПО надо учитывать, что в последние годы идет интенсивное слияние учреждений НПО и среднего профессионального образования (СПО), поэтому часть учащихся НПО теперь учитывается в системе СПО. Кроме того, контингент системы НПО составлял в 2010 г. немногим более 4% от общей численности учащихся в дошкольном, общем и профессиональном образовании, обучающихся за счет бюджетных средств.
В среднем профессиональном образовании общее число студентов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сократилось в 2010 г. на 1,2%, но при этом доля бюджетных студентов выросла на 1,0%. Таким образом, сокращение происходило в основном за счет платного контингента.
Достаточно интенсивно в 2009-2010 гг. уменьшалась численность студентов в государственных и муниципальных вузах: в 2008 г. в них обучалось 6214,8 тыс. чел., а в 2010 г. только 5848,7 тыс. чел., или 94,1%. Таким образом, студенческий контингент госвузов уменьшился на 5,9% за два года. При этом бюджетный контингент сократился на 4,3%. Вместе с тем в высшем образовании бюджетное финансирование в реальном выражении в 2009 г. росло, а в 2010 г. не снижалось .
Экономико-статистический анализ состояния и использования тракторного парка ЗАО Зайцевское
Во все времена и во всех государствах сельское хозяйство было
прибыльным и перспективным видом деятельности. Не являются исключением и
сегодняшние дни. В настоящее время в стране активно развивается использование
основных производственных фондов сельскохозяйственного назначе ...
Экономическая безопасность функционирования и развития организации розничной торговли
Актуальность
данной темы заключается в том, что с развитием в России рыночных отношений
проблема экономической безопасности бизнеса, то есть минимизации рисков и
отражения угроз, выдвигается на первый план, особенно это касается предприятий
торговли. Комплексная система эко ...