За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Новая экономика - новые реалии, все это несет как новые веяния, так и новые проблемы. В Российской системе сформировался комплекс проблем относительно формирования качественной рабочей силы, а это тормозит развитие экономики и подрывает стратегическое положение страны в мировой экономической системе. Корень зла таится в недалеком прошлом Российского государства, когда страна только вступила в новый политический режим
С конца 80-х годов в России, в связи с переходом на новый демократический строй произошел перелом во всех социальных сферах жизни общества, в том числе и в образовании. С одной стороны образование стало более доступным. Возможность обучаться по выбранной специальности предоставляется всем, с тем лишь отличием, что государство финансирует лишь часть мест в вузах. В условиях социально-политического кризиса уменьшились затраты государства на образование. В этот период всё более остро ощущалось несоответствие школы социальным, культурным, образовательным потребностям, результатов обучения и воспитания провозглашённым высоким целям образования. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к учёбе, ухудшении здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков. Учёные и педагоги-практики характеризуют состояние образования с конца 80-х годов как кризисное. Причём уже в середине 90-х годов отмечалось, что кризис образования "приобрёл необратимый, постоянно длящийся характер, стал новым состоянием системы образования России". Причем последствия этого кризиса мы ощущаем и сейчас.
В настоящем недостаточность кадров, обладающих необходимой квалификацией и опытом работы, называется работодателями в качестве одной из основных причин незаполняемости вакансий и простоя оборудования. Следствием этого становится конкуренция за необходимых им работников, обострение которой подталкивает работодателей к смене приоритетов в кадровой политике, использованию современных стратегий кадрового менеджмента. Некоторые стали привлекать рабочую силу из окрестных сел, использовать для поиска интернет, а 7% предприятий сами готовят для себя необходимый персонал. И, тем не менее, проблема кадров пока остается весьма актуальной. Для ее смягчения необходим комплекс регулирующих мер в рамках социального партнерства. Очевидно, что рыночный механизм не в состоянии ”автоматически” сбалансировать рынок труда.
По мнению Дмитрия Чернейко, доктора экономических наук, руководителя ДФГСЗН по Санкт-Петербургу, большая системная ошибка нынешнего профессионального образования, в том, что главным критерием является государственный профессиональный образовательный стандарт. «Это нонсенс. Не может государство единолично устанавливать этот стандарт. Как минимум оно должно вырабатывать его совместно с работодателем. А поскольку этого не происходит, каждый вуз, образно говоря, стремится в никуда: человека готовят на соответствие абсолютно абстрактным требованиям, которые ни сегодня, ни завтра работодателю, то бишь производству, не нужны. Посмотрите, сколько людей работают по специальности. Думаю, не более 15-20%. Закономерно спросить: зачем их учат тому, что им потом не понадобится?».
Специфичность проблемы подготовки человеческих ресурсов России заключается в том, что налицо демографическая проблема в стране - количество населения сокращается, при этом, потребность в квалифицированной рабочей силе неуклонно растет.
Для конкурентоспособности на рынке труда, сейчас, зачастую, уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной области: требуются знания в смежных областях, второе, третье высшее образование. Помимо опыта работы и других требований необходимым условием является сочетание базового образования в области специализации компании-работодателя (например: строительство, телекоммуникации, химия, транспорт) с дипломом одной из ведущих бизнес - школ.
Недоиспользование кадрового потенциала, несоответствие спроса и предложения на рынке труда, недостаточное регулирование трудовой миграции приводят к вынужденной безработице профессионально подготовленных, но невостребованных кадров. Причем наиболее уязвимыми с точки зрения перспектив трудоустройства оказываются лица, занимающиеся преимущественно умственным трудом, управленцы среднего звена, научные и инженерно-технические сотрудники, представители специальностей бюджетной сферы. Низкий уровень доходов этой части населения побуждает их искать дополнительные источники средств к существованию, смене вида деятельности. Однако переквалификация очень часто сопровождается понижением в занимаемой должности, потерями в заработке, и главное - дополнительными государственными расходами.
Эффективность реконструкции цеха по производству молока и молочных продуктов на примере предприятия ЗАО Кировский молочный комбинат
Молочная
промышленность является одной из крупнейших отраслей пищевой промышленности.
Для увеличения молока и других необходимых человеку молочных продуктов ежегодно
вводятся и реконструируются молокоперерабатывающие предприятия и комбинаты.
Постоянно происходит техническое ...
Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия ООО Камелия
В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического
применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка
их финансового состояния приобретает первостепенное значение. Главными
критериями оценки финансового состояния являются показате ...