За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Таким образом, несмотря на все разговоры о переизбытке студентов вузов и «навесе» высшего образования, в кризисные годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в период экономического кризиса на 7% . При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 4,8%.
Наиболее же пострадало в условиях экономического кризиса общее (школьное) образование, а также начальное и среднее профессиональное образование .
В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 5,6% за 2009-2010 гг. При этом наиболее сильным падение было именно в 2010 году - на 4,8%. В начальном профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, в результате которой бюджетные расходы на НПО проходят по системе СПО (как и в случае с численностью учащихся). В силу этого реальные бюджетные расходы на НПО могут быть выше, чем это следует из данных Федерального казначейства.
Падение бюджетных расходов на НПО в номинальном выражении произошло только в 2010 г. и составило 7,6%, в реальном выражении оно началось в 2009 г. и превысило за два года 22,1%. Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.
В системе СПО бюджетное финансирование в период кризиса также демонстрировало стабилизацию в номинальном выражении и падение - в реальном , составившее почти 9%.
В целом система НПО-СПО, если рассматривать ее как единое целое, серьезно пострадала в кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось на 10,0%.
Таким образом, в 2010 г. в системе профессионального образования начала складываться принципиально новая ситуация: невузовское профессиональное образование серьезно пострадало от экономического кризиса, высшее образование выиграло. Еще одним выигравшим было дошкольное образование, а общее образование оказалось среди тех, кто в кризис потерял. Представляется, что эти процессы окажут значительное воздействие на посткризисное развитие системы образования и в долговременной перспективе негативно скажутся на его качестве.
Единственное что остается в этой ситуации неизменным, необходимость реформирования современной системы образования, т.к. именно за этой сферой стоит вопрос о будущем нашей страны в мировой экономической системе.
Заключение
Проблема эффективного использования человеческих ресурсов существовала с давних времен и в своем развитий получила название теории человеческого капитала.
Под человеческим капиталом в современной экономической литературе понимают сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка. Стоит отметить, что человеческий капитал - явление многообразное, изменяющееся. Он имеет сложную структуру. В соответствии с разграничениями групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека, выделяют следующие его виды:
. - капитал здоровья.
. - трудовой капитал.
. - интеллектуальный капитал.
. - организационно-предпринимательский капитал.
. - культурно-нравственный капитал.
. - социальный капитал.
. - бренд-капитал.
. - структурный капитал.
. организационный капитал.
Организационный капитал включает в себя: капитал инновации и капитал процессов.
Важным этапом в изучении человеческого капитала является процесс его формирования. Существует 3 основных субъекта формирования человеческого капитала: семья, производственные структуры и государство. Так как рынок в данной сфере терпит фиаско, то роль основного ведущего призвано сыграть государство. Основным методом влияния государства на воспроизводство человеческого капитала является социальная политика.
Анализ использования основных и оборотных средств на примере предприятия АО Рахат
На
сегодняшний день тема эффективности использования оборотных и основных средств
предприятия весьма актуальна. Роль основных и оборотных средств, их эффективное
использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это
обусловлено тем, что главным источником ...
Экономические показатели деятельности ОАО Челябинский цинковый завод
Автоматизация - одно из основных направлений
научно-технического прогресса. Особое внимание автоматизации уделяется на
химических предприятиях. Это объясняется сложностью и высокой скоростью
протекания технологических процессов, чувствительностью их к нарушению режима,
вред ...