За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Тема контрольной работы «Экономический механизм деятельности университетов» по дисциплине «Управление экономикой».
Динамически развитое общество могут построить только современные образованные люди, которые способны гибко реагировать на постоянные изменения и имеют чувство ответственности. Непосредственным условием их воспитания является прогрессивное развитие образования, для чего государству нужно реализовать стратегически ориентированную, продуманную политику в этой сфере. Одна из главных ролей в данном процессе должна принадлежать университетам как ключевому элементу образования (в Европе они существуют уже более 900 лет, а в Украине - около 400). Университеты относятся к эталонным центрам культуры, которые способствуют сохранению и развитию разнообразных достижений человечества, поэтому именно они сделали большой вклад в развитие цивилизации и становление современной науки во всем мире.
Ныне университеты продолжают претерпевать значительные изменения, к которым побуждают постоянно меняющиеся потребности общества и внутренняя логика развития человеческого познания. Однако в течение столетий их главная миссия неизменна - это обучение интеллектуальной деятельности как профессии, воспитание интеллектуалов-профессионалов на основе постоянного наращивания научных знаний.
Формировавшийся на протяжении последних 200 лет тип европейского университета основывается на идее Гумбольдта об исследовательском учреждении. Поиск истины в процессе изысканий, ее передача и распространение при обучении, формирование личности с высоким интеллектом и культурой воспитания - главные задачи университета; они тесно взаимосвязаны, и процесс их решения базируется на наличии академической свободы университета.
Цель работы - исследовать роль университетского образования в постиндустриальном развитии Украины; осуществить анализ процесса капитализации в университетах и предложить основные направления модернизации экономического механизма их деятельности.
Экономический механизм деятельности университетов
Приоритетом нашего государства ныне является повышение эффективности экономики страны и ее конкурентоспособности, что зависит от многих факторов, среди которых первое место занимает существенный вклад университетов в повышение эффективности отечественной экономики.
Это может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
создание сети университетов, отвечающих требованиям постиндустриального общества;
изменение содержания обучения в университетах для студентов, аспирантов, докторантов.
Новое постиндустриальное общество, новое содержание обучения, эффективный творческий труд - это три кита, на которых должны строить свою деятельность современные университеты.
Сегодня система университетского образования в Украине неоднородна. Есть существенный разрыв в качестве работы университетов, факультетов, кафедр, преподавателей, ученых. Если не учитывать новые требования постиндустриального общества, а исходить из действующих, но устаревших, норм, то картина выглядит приблизительно так: 50% университетов работают на "хорошо" и "отлично", остальные - на "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".
Многие университеты, особенно частные, обучают специалистов некачественно. В Украине насчитывается 192 университета, из них 97 имеют статус национальных, но при этом не учитываются достаточно важные факторы - качество работы, соответствие законодательно и нормативно сформированному понятию университета. Украина пока что не разработала такую парадигму университетского образования, которая бы обеспечивала успешное развитие постиндустриального общества. Требования постиндустриального общества к университетскому образованию представлены в таблице 1.
Постиндустриальное общество, как показывает опыт развитых стран мира, требует наличия двух секторов университетского образования - ориентированных на практику или науку, что продиктовано интересами национального хозяйства, которое нуждается не в уравнивании, а в двух категориях профессионалов.
Первая - это специалисты особо высокой квалификации, которые работают на уровне мировых стандартов нового общества. Речь идет о магистрах, которые должны владеть навыками не только практико-исследовательской, но и научно-исследовательской работы.
Экономическое обоснование мероприятий по расширению видов деятельности предприятий торговли
Торговля
является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы
многих отраслей, предприятий и населения.
Сегодня
предприятия осуществляют свою деятельность в разных сферах и отраслях хозяйства
(промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др.) ...
Анализ кадрового потенциала фирмы ЗАО Тарки-Тау
В соответствии с теорией производственных факторов в
каче6стве основных структурных элементов механизма развития конкуренции
выступают труд, земля, капитал и система управления. В этой связи следует
отметить, что с переходом к рыночным отношениям в России радикально изменили ...