За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
При современной политической и экономической ситуации университеты должны активно налаживать связи с местной властью и бизнес-сообществом, причем относительно не только предложения своей интеллектуальной продукции, но и создания спроса на нее. Формировать инновационную культуру и стимулы - одна из главных задач украинских университетов как центров производства и распространения знаний. Именно вузы через свой главный продукт - квалифицированных специалистов - могут сильнее других влиять на общество, прививая определенные культуру и систему ценностей. Стремление научных и педагогических работников к профессионализму, личному совершенствованию, творческому мышлению, широте и гибкости восприятия мира - обязательное условие формирования таких же качеств у студентов.
Одним из путей профессиональной и творческой самореализации работников высшей школы может стать активизация университетского научно-инновационного предпринимательства. Открытие преподавателями и научными сотрудниками собственного дела с целью превращения своих научных идей в коммерческий, доходный, рыночный продукт и привлечение к этому студентов в качестве младшего персонала - эффективный способ объединения учебной, научной и инновационной деятельности. Особенно широкие перспективы - у молодежи, свободной от устаревших привычек и норм. Кроме того, наличие возможности для таких ученых обеспечить себе достойную жизнь за счет интеллектуального потенциала может помочь решить проблемы оттока талантов за рубеж и старения кадрового состава высшей школы.
Важным является взаимодействие науки, образования и бизнеса, украинскую формулу которого можно считать уникальной. Поэтому высказывание Маркса о превращении науки в "непосредственную производительную силу" приобретает вовсе не метафорический смысл: производство и бизнес всегда готовы к ассимиляции нового научного знания. В результате сегодняшнее открытие ученого завтра воплотится инженером в техническом изобретении, которое послезавтра бизнесмен материализует в прибыльной продукции, а затем - в части прибыли от научно-исследовательской работы, и цепочка сомкнётся, соединив науку и образование с рынком непрерывной связью. Постоянная циркуляция творческого импульса в рамках четырехугольника "образование - наука - наукоемкое производство - инновационный бизнес" - основа научно-технического прогресса, а сами его компоненты являются тремя источниками и четырьмя составляющими прогресса.
Украинское университетское образование должно иметь неразрывную связь профессиональной подготовки с конкурентоспособными научными исследованиями. Одновременно необходимо выработать систему объективных критериев оценки результативности деятельности как образовательных, так и научных организаций.
Для этого нужно обеспечить:
) большой спрос на украинское образование и науку со стороны экономики;
) открытость образования и науки обществу и признание определенных обязательств перед ним;
) международную конкурентоспособность и престиж украинского научно-образовательного сообщества.
Чтобы двигаться дальше, нужно проанализировать существующие ограничения развития этих задач и определить, какие из них носят системный или субъективный характер.
Важным инструментом повышения качества научной и образовательной деятельности является проектный подход, хорошо себя зарекомендовавший при реализации действующих государственных целевых программ и разработке новых.
Выводы
постиндустриальный университет общество обучение
В Украине целесообразно запустить национальный проект "Образование", в рамках которого предусмотреть проведение конкурсов среди инновационных университетов. Это, по нашему мнению, даст возможность не только обеспечить ускоренный переход на качественно новый уровень отечественных университетов-лидеров, но и выявить потенциал высшей школы Украины в целом (инновационные программы развития университетов должны проходить обстоятельный экспертный анализ и оценку).
По аналогии с конкурсом инновационных университетов действенным средством в научной сфере могут стать конкурсы программ развития научно-исследовательских институтов. Их цель - определение реальных институтов-лидеров в научном плане, концентрация на них внимания государства, предоставление им адресной бюджетной поддержки, а также инвентаризация потенциала научных организаций, предложенного в программах развития, подаваемых на конкурс. Так, например, в России эти конкурсы обеспечили лидерам возможность для ускоренного развития благодаря оснащению самым современным оборудованием, привлечению ведущих кадров, созданию эффективного инновационного управления, расширению международных связей в России и за рубежом. Этот опыт можно использовать для модернизации экономического механизма деятельности университетов в Украине.
Анализ и совершенствование деятельности организации (на примере ООО Морозов)
Для обеспечения эффективного функционирования организации требуется
экономически грамотное управление её деятельностью, которое во многом
определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции
развития, обосновываются бизнес-планы, принимаются управленч ...
Экономическая диагностика регионов
Тема
курсовой работы «Экономическая диагностика регионов» по дисциплине «Управление
экономикой».
В
последние годы активизировался поиск методов, призванных содействовать
поступательному развитию как отдельных территорий (населенных пунктов, районов,
областей), так и гос ...