За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
В вузах сегодня работают около 60% всех докторов и кандидатов наук, однако и здесь наблюдается превышение объема экспорта технологий над импортом. Поэтому ныне основная задача - реформировать этот мощный интеллектуальный капитал, способный приносить его владельцам реальный доход, который позволит существенно улучшить деятельность и повысить конкурентоспособность украинских университетов.
Одними из путей решения этой задачи являются улучшение качества подготовки специалистов на основе повышения роли университетской науки, использование ее результатов для совершенствования образования и разработки новой высокотехнологичной продукции, реальная интеграция образования, науки и инновационной деятельности в пределах университета. Это позволит: повысить уровень обучения студентов благодаря усвоенным теоретическим знаниям и приобретению ими исследовательских, инновационно-предпринимательских навыков; поднять статус профессорско-преподавательского состава за счет капитализации их интеллектуальных разработок, а на полученные от этого средства - улучшить материально-техническую базу преподавания и научных исследований; использовать производственную базу предприятий, которые сотрудничают с университетом в учебных и исследовательских целях; в целом повысить престиж университета не только как поставщика квалифицированных кадров, но и как разработчика высоких технологий.
Подобный вариант развития распространен сегодня за рубежом (примером могут быть Стэнфордский и Массачусетский университеты и др.); это реально и в украинских условиях, несмотря на многие сложности и несогласованность в действующем законодательстве. Правительством были приняты стратегические решения об укреплении ресурсной базы вузов, в том числе путем создания университетских комплексов и исследовательских университетов.
Главным в понятии "университетский комплекс", на наш взгляд, является процесс интеграции, который лежит в его основе, причем интеграции не только по уровню образования, но и по сферам деятельности - учебной, научной, инновационной. Последнее логично предполагает тесное взаимодействие университетов не только с другими заведениями общего и профессионального образования, но и с промышленными предприятиями своего и других регионов. Такие партнерские связи могут развиваться в плане подготовки кадров, НИОКР, создания и выпуска инновационной наукоемкой продукции. На основе тесного партнерства возникают реальные учебно-научные, инновационные университетские комплексы - в форме как одного юридического лица (если инновационное предприятие входит в состав университета в качестве его структурного подразделения), так и ассоциации юридических лиц (если университет играет роль центра, вокруг которого объединяются промышленные предприятия и бизнес-структуры, нуждающиеся в квалифицированных специалистах, новых технологиях и разработках)4. В результате многолетних усилий ряда университетов в Украине уже появилось несколько крупных учебно-научно-производственных университетских комплексов, которые объединяют как учебные заведения разного уровня (институты, колледжи, лицеи, структуры послевузовского и дополнительного образования), так и малые и средние инновационные предприятия, инновационно-технологические центры, технопарки, исследовательские и проектные организации, объекты инновационной инфраструктуры. Среди таких университетов и академий можно назвать Криворожский учебно-научно-производственный университетский комплекс, ГУНУ "Академия финансового управления Министерства финансов Украины", Киевский национальный торгово-экономический университет, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Национальный университет биоресурсов и природопользования. Процесс объединения начался недавно, поэтому говорить о его эффективности пока что мы не можем.
В отношении исследовательских университетов можно сказать, что определенные шаги уже сделаны. В 2007 г. Кабинетом Министров Украины была утверждена Государственная целевая научно-техническая и социальная программа "Наука в университетах" на 2008-2012 гг., которая предусматривала создание 5 исследовательских университетов и определяла объемы их финансирования. Главная задача, которая ставилась перед ними, - повышение качества образования на базе интеграции учебной, научной, инновационной деятельности, сосредоточение всех этапов инновационного цикла в рамках контролируемых университетами инновационных структур (что сократит время разработки, снизит расходы и увеличит рентабельность деятельности), консолидация усилий университетов, региональной власти, заинтересованных предприятий и организаций по активизации инновационной деятельности в регионах. Популистскими решениями предыдущего правительства статус исследовательских предоставлен 11 университетам, но при этом не определены критерии данного статуса и механизм финансирования. Как результат, в их состав попали университеты, которые элементарно не имеют качественного кадрового обеспечения.
Экономический потенциал особых экономических зон
Создание
особых экономических зон в различных формах является одним из путей обеспечения
экономического роста страны.
Они
играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых
эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных
...
Анализ деятельности ОАО Кузбасская топливная компания
угольный промышленность экономика
В
настоящее время угольная промышленность - это один из устойчиво работающих
производственных комплексов российской экономики. Основу производственного
потенциала российской угольной промышленности второго десятилетия XXI века
составят высок ...