image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономический механизм деятельности университетов

Трансформация характера и содержания образования вызывает соответствующие изменения в структурах организации и управления университетов. Кроме традиционных подразделений - кафедр и исследовательских лабораторий по разным дисциплинам, - в них создаются междисциплинарные и многопрофильные учебные и учебно-исследовательские лаборатории, опытно-конструкторские подразделения, инновационные предприятия, которые изготовляют и реализуют готовую инновационную продукцию на основе исследовательского центра университета как единого хозяйственного комплекса (от маркетинговых отделов до ремонтных служб). При тесной взаимосвязи с университетами и часто на их базе формируются структуры, в задачи которых входят продвижение на рынок университетских разработок, выпуск новой наукоемкой продукции, укрепление связей с промышленностью. К ним принадлежат отделы защиты интеллектуальных прав, интеллектуальной собственности, бюро технологического трансфера, малые инновационные фирмы, научно-технические парки. Среди интеграционных форм университетов и промышленного сектора наиболее известны такие, как научно-производственные предприятия, технополисы, общие исследовательские программы и центры. Все эти структуры объединяются в гибкие сети, которые постоянно расширяются и создают базу для эффективного продуцирования и диффузии инноваций. Принадлежность к такой сети часто имеет решающее значение для успеха компаний, потому что открывает им доступ к новинкам и предоставляет возможность накапливать знания в разных формах - в виде прогрессивных технологий, новейших НИОКР, квалифицированных консультативных, образовательных и других бизнес-услуг. Именно университеты, освоившие новые отрасли деятельности, могут предложить наиболее широкий спектр услуг, которые сегодня называют интеллектуальными знаниями.

Можно сказать, что современный университет - это уже не только высшая профессиональная школа, ориентированная на глубокую подготовку высококвалифицированных специалистов, и центр научных фундаментальных исследований, но и сложная многопрофильная структура, которая, органично объединяя в себе образовательную, научную и инновационную деятельность, осуществляет реальный вклад в повышение региональной и национальной конкурентоспособности.

С этой точки зрения предпринимательский университет является не коммерческой организацией, торгующей образовательными услугами и результатами исследований, а главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала, научных и технологических решений - одним словом, ключевым элементом инновационной системы экономики, которая развивается и базируется на знаниях. Наверное, впервые за весь период истории современной цивилизации знания из феномена сугубо духовной жизни превратились в действующий инструмент достижения экономической эффективности и повышения качества жизни. Университеты же как главный источник и распространитель знаний приобретают функции опорной структуры новой экономики.

В Украине сложилась самостоятельная система высшего образования, имеющая как общие (для аналогичных систем многих стран), так и уникальные свойства. В определенный период своей истории она обеспечивала уровень подготовки и отвечала потребностям развитого индустриального общества. Однако сегодня знания быстро устаревают, следовательно, необходимо менять парадигмы образования. Кроме того, переходный период породил потребность в массовой переподготовке специалистов для реформируемых или создаваемых социальных институтов. Осознание этих проблем получило отражение в государственных документах, которые касаются модернизации украинского образования. Сложность их решения усиливается остротой вопроса финансовых ресурсов, несформированностью эффективных экономических отношений, что мешает созданию системы многоканального финансового обеспечения образования, особенно высшего.

Украинское государство стремится сохранить свою роль в поддержке системы образования, но это не освобождает учебные заведения от необходимости самостоятельно разрабатывать и реализовывать стратегию своего развития. В этих условиях перед университетами стоит следующая задача: реформировать свою деятельность с учетом потребностей современного общества, анализа международного опыта и его адаптации к нашим реалиям. Механическое копирование моделей и принципов, созданных в других исторических, социокультурных, экономических условиях, - дело неэффективное и ненужное, однако их критическое осмысление и применение в рамках наших условий и культуры очень необходимы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации и статьи

Экономические показатели разработки программного продукта
Приступая к разработке сложных программных проектов заказчикам и разработчикам, прежде всего, важно понимание целесообразности их создания и оценка возможной экономической эффективности применения готового продукта, окупаемости затрат на разработку и использование. Поэтому т ...

Анализ и планирование движения денежных средств
Денежные средства представляют собой важный элемент оборотного капитала организации, так как являются основным средством расчетов. Кроме того, они обладают абсолютной ликвидностью, поэтому факт их наличия в структуре оборотных средств увеличивают общую ликвидность организац ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги